Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Обучение \ Сила чтения

    Сила чтения

    Я заново открыл для себя «Винни Пуха». Я попробовал читать его на английском и понял, что прекрасно понимаю все без словаря. К тому же, там такой чудесный язык и такой славный юмор, что я даже пожалел, что столько времени потратил на учебники и тупые пособия, когда рядом было такое сокровище. Мало того, я нашел в Сети аудиокнигу «Винни Пух» на английском и стал делать так: сначала читаю текст, потом читаю и параллельно слушаю аудио, потом еще раз слушаю и наслаждаюсь осознанием того, что я понимаю ВСЕ.

    После «Винни Пуха» я попробовал читать «Гарри Поттера» – немного сложнее, но в целом понять можно. У этой книги есть одна замечательная особенность. В первой части Гарри 11 лет, и язык книги для 11-летних – простой язык. Во второй части ему уже 12 и язык становится чуть-чуть сложнее, потом еще труднее, так что к седьмой книге, когда ему уже 17, язык становится практически «взрослым».

    Все семь книг прекрасно озвучены Стивеном Фраем, чье произношение признано эталонным. Прочитав и прослушав все семь книг, вы сможете читать, писать и говорить на безупречном английском. Учебники, курсы, диски, пособия и прочая ерунда вам больше не нужны. Кстати, после седьмой части «поттерианы» вы уже легко сможете читать Стивена Кинга и любую другую вневозрастную книгу на английском.

    Сегодняшний урок называется «Сила чтения», также как и статья профессора Стивена Крашена, вероятно, эксперта №1 в преподавании и изучении языков. Это просто невероятный исследователь и невероятный интеллектуал. Сегодня мы поговорим только об одном аспекте его исследований, об одном частном методе, конкретной идее. Это действительно мощная идея – сила чтения. Конкретно – сила чтения ради удовольствия, приятного чтения. Сила легкого чтения.

    Д-р Крашен долгое время изучал чтение. Особенно то, как люди – носители языка и те, кто изучает иностранный язык – осваивают словарь, грамматику и навыки письменной речи. Один из самых эффективных способов здесь – это чтение. Чтение ради удовольствия.

    В своей статье «Теория понимания и усвоения иностранного языка» Стивен Крашен приводит в пример два случая, как с помощью чтения учащиеся улучшали свой уровень английского.
     
    Случай Л.
    Этот случай был описан Дж. Сегал в газете (Summer Daze, 1997 г.), а затем и Стивеном Крашеном.
    Л. была 17-летней студенткой в Израиле. Она говорила на английском дома с родителями, которые были из Южной Африки. Однако девушка сталкивалась с серьезными проблемами в письменном английском, особенно в орфографии, лексике и стилистике. Сегал, которая была учителем Л. в 10 классе, пыталась ей помочь во многих отношениях: «Исправление ошибок ничего не давало. Л. пыталась исправлять свои собственные ошибки, переписывать слова в блокнот. Ничего не получалось. В сочинениях было много ошибок, словарный запас был невелик. Мы обсуждали содержание сочинений перед написанием, но прогресса не было. Я заставляла Л. учить по 5 новых слов в неделю на протяжении 6 недель и проверяла ее между занятиями. Вначале Л. успешно писала тесты, но через 6 недель снова делала ошибки в выученных словах». Л. также занималась с репетитором, но без особых успехов. Сегал также учила Л. в 11 классе. В начале года девушка написала сочинение. «Когда я начала проверять его, то была поражена. Это была почти идеальная работа. Не было орфографических ошибок, предложения были правильно составлены. Сочинение было интересным и понятным. Словарный запас вырос. Я была удивлена и смущена». Впрочем, Сегал узнала, от чего английский Л. так улучшился: летом она начала читать книги. Л. сказал ей: «Я никогда много не читала, но этим летом я пошла в библиотеку, начала читать и просто не могла остановиться». Знания Л. в 11 классе были высокими, и она продолжала читать.

    Случай Коэн
    Этот случай был описан И. Коэн в статье под названием «Как чтение принесло мне неприятности» (1997).
    В 12 лет Коэн пошла на курсы английского языка. Первые два года занятия были интенсивными, и всего лишь после двух месяцев, Коэн начала читать на английском «...как можно больше книг, столько, сколько я могла достать. У меня дома была большая библиотека книг на английском языке ... Я записалась в библиотеку Британского Совета и иногда покупала английские книги в магазинах ... К первому году средней школы я читала много книг в оригинале». Из-за этого, в школе с ней случился один неприятный инцидент: «Новая учительница английского задала нам написать два сочинения. После написания, учитель вернула их мне назад. Она сердилась и пыталась узнать, кто помог мне написать сочинения. Но я все написала сама!!! Я даже не использовала словарь. Однако мне не верили. Учитель показала мне несколько подчеркнутых предложений и спросила, откуда я знаю такие сложные слова, так как они были не моего уровня, а выше (...) Я была в отчаянии. Я не могла объяснить, откуда я их знала. Я просто их знала».

    Когда мы говорим об освоении чтения, мы сознательно или бессознательно смешиваем два разных подхода, даже если дело касается детей, изучающих родной язык. Первый подход, самый древний, когда человек сначала приобретает навыки чтения: осваивает алфавит, запоминает, как звучат буквы, потом учит новые слова по словарю, разбирается с грамматикой.

    Всем известно, что в английском языке слова читаются совсем не так, как пишутся, поэтому мы долгое время запоминаем новые слова, выписываем их на карточки и учим, учим, учим... Мы приобретаем навыки чтения. Мы пользуемся учебниками для того, чтобы научиться читать. Наверное, многие поступали именно так. Да что там многие! Все делали так – сначала учебник, словарь, грамматика, а после – чтение. Как же можно по-другому? Оказывается, можно.

    Есть другой метод, и – если верить исследованиям д-ра Крашена – он работает намного эффективнее. Представьте себе, что вы читаете просто ради удовольствия, just for fun. Это означает, что вы просто читаете много легких книг…

    Другими словами, мы учимся читать, читая. Мы расширяем словарный запас, читая. Мы осваиваем грамматику, читая. Мы приобретаем навыки чтения, читая. Не анализируя и изучая грамматику. Не заучивая слова по карточкам. Если вы читаете что-то очень легкое, то поймете большую часть слов. Если вам попадется неизвестное слово, не пытайтесь его запомнить. Вы угадаете его значение, поскольку уловили основную идею рассказа, поняли смысл абзаца и предложения. И знаете, что произойдет? Вы увидите это слово еще раз в другом месте книги, в другой ситуации, в другом контексте, и в какой-то момент скажете: «А-а!.. кажется, начинаю понимать!». Так, через какое-то время вы освоите это слово естественным путем. Это лучший способ расширить словарный запас.

    Многие исследователи пишут об этом, сравнивая успех людей, которые пытаются запомнить слова из учебников, с теми, кто просто регулярно читает легкие книги. Какая группа освоит словарь быстрее? «Читатели», то есть люди, которые читают ради собственного удовольствия. У них словарный запас богаче, чем у тех, кто учит новые слова по словарю. То же самое и для грамматики. Есть люди, которые учат грамматику по учебникам, а есть те, кто просто много читает – комиксы, рассказы, статьи, романы. «Читатели» знают грамматику лучше тех, кто изучает ее по учебникам. Разница огромна. И чем больше вы читаете, тем больше разница.

    Теперь небольшая цитата из статьи д-ра Крашена «Сила чтения»: «Когда изучающие второй язык читают ради удовольствия, они развивают такую языковую компетенцию, которая позволяет перейти им с начального разговорного уровня на уровень, на котором они могут использовать язык для более сложных задач (таких, как серьезное изучение литературы, бизнеса и т.д.). Когда они читают ради удовольствия, то могут совершенствовать владение языком без специальных занятий, без учителей и даже без людей, с которым можно разговаривать. Когда мы читаем, у нас нет выбора. Мы должны совершенствовать грамотность. Мы редко встретим начитанного человека, имеющего проблемы с грамматикой, правописанием и т.д. Он бессознательно усваивает хороший письменный стиль и правила письма. Мы усвоили навыки чтения, когда учили наш первый язык и теперь применяем эти навыки для чтения и письма. Но человеческий мозг работает не так. Скорее, чтение того, что имеет смысл для нас, то, что нам интересно, развивает языковые способности в большей степени».

    Итак, что это означает? Что только после того, как вы прочтете достаточно много, вы бессознательно интуитивно усвоите навыки чтения и письма, расширите словарный запас и освоите грамматику. Все произойдет благодаря чтению ради удовольствия. И я бы добавил сюда прослушивание аудиокниг.

    Да, статья Крашена о чтении, но то же самое можно сказать о слушании: у вас, ко всему прочему, автоматически усвоится правильное произношение. Короче говоря, читать и слушать – это первый шаг. Для развлечения, но очень много. Хорошая новость заключается в том, что вам нужно читать и слушать только то, что вам нравится.

    Теперь несколько слов о том, что значит «легкая» книга? Здесь правило очень простое. Легкая книга для вас – это такая книга, которую вы можете читать без словаря. Допустим, вы замахнулись на Стивена нашего Кинга. Вы сразу натолкнетесь на огромное количество слов, которые вы не знаете. Вам нужен словарь. Вы берете словарь и начинаете переводить слово за словом. Но это очень трудно и скучно. Отложите Кинга в сторону, вы прочитаете его позже.

    Возьмите книгу полегче. Я рекомендую детские книги. Это непаханое поле для изучения английского. Например, вы можете взять Goosebumps book. Это такая серия коротких детских страшилок, их там штук 30 или больше. Вы должны прочитать их все. Все 30. Не используйте словарь, просто наслаждайтесь чтением.

    Другая серия книг – Hardy Boys book. Это короткие детские детективы. Тоже легкие для чтения. Еще одна серия – Nancy Drew books. Это небольшие романы или повести, достаточно длинные, но написанные очень простым языком. Естественно, без простого человеческого общения вы не научитесь бегло говорить и вести диалог, но как вариант пополнения словарного запаса и освоения грамматики этот способ подходит. Так что, читайте и общайтесь, и ваш английский будет безупречен.

    Удачи!

    Алексей Яковлев



    Теги: выучить , английский язык , легко
    Смотрели:

    всего 140471 раз



    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.