
Москва улучила выгодный момент и настаивает на введении в Белоруссии единой валюты — российского рубля. Контраргументов у Минска почти не осталось. Но эксперты говорят, что рядовому населению от такого решения станет только хуже.
Тонущая в валютном кризисе Белоруссия рассчитывала на кредиты от российского правительства ($1 млрд) и ЕврАзЭС ($2 млрд). Министр финансов РФ Алексей Кудрин Минск жестко «обломал»: возможность предоставления кредита от российского правительства даже не рассматривается, а ЕврАзЭС если что и даст, то только $1 млрд.
По мнению белорусского аналитика Сергея Чалого, $1 млрд местную экономику не спасет. Эксперт также полагает, что и 3 миллиарда в долгосрочной перспективе ничего бы не решили: без реформ, с которыми правительство уже опоздало, страну ждет «неуправляемый сценарий, а как в России образца 1998 года». Чалый говорит, что теперь государству для лечения кризиса придется есть самые невкусные пилюли: резко обваливать курс национальной валюты и отказываться от социально ориентированной экономики. Собственно, это уже происходит.
О том, что ждет Белоруссию, Кудрин говорил еще два года назад: мол, страна живет не по средствам, от реформ отказывается, а кредиты скоро кончатся. Лукашенко тогда заочно парировал: тот «полностью консолидировался с нашими отморозками, которые здесь на западные деньги вякают и начинают нас учить работать». И тогда же Батька жаловался на имперские замашки Кремля: «Уже не первый раз создается ситуация, когда нас хотят взять голенькими и голыми руками, бесплатно».
«Идиот» Кудрин, которого так охарактеризовал некогда Лукашенко, все же оказался прав: Белоруссия на грани банкротства и продавать государственные активы все же придется. С 14 июня Госкомимущество РБ начинает аукционы и конкурсы по продаже акций основной массы предприятий республиканской формы собственности. Белоруссия будет продавать «Радиотехнику», «Радошковичский керамический завод», «Барановичидрев», Полоцкий завод «Проммашремонт» и множество других предприятий. Покупатели не реагируют, ожидая, когда на торги будут выставлены более важные активы и когда дефолт вынудит Минск сбить цены.
Но совершенно очевидно: Россия не спешит с кредитами еще и потому, что рассчитывает на возможность введения в Белоруссии своей национальной валюты. 27 апреля посол России в Минске Александр Суриков заявил, что Москва вернется к разговору о единой валюте. Зачем ей продлевать жизнь белорусского «зайца», если можно бесплатно ускорить его смерть – тем более что и Запад денег белорусам не обещает.
Белоруссия сопротивлялась этому как могла. Согласно договору о создании союзного государства рубль с двуглавым орлом должен был стать единым платежным средством двух стран еще с 2005 года, но Минск тогда саботировал это соглашение. По мнению Лукашенко, если валюта единая, то эмиссионный центр должен быть в столицах двух государств. Москва, естественно, такой вариант даже не рассматривает.
Полтора года назад Батька высказал и личные претензии по поводу этого проекта: «Тогда у нас возникают вопросы — может быть, убрав белорусский рубль, который укрепляется и пользуется доверием, и дав нам российский, потом и приватизация, и либерализация пойдет, как в России, и коррупция. Может, мне за зарплатой на поклон придется ехать в Кремль?».
Теперь Лукашенко просто некуда деваться. Российские эксперты говорят, что в ближайшее время курс белорусской валюты может «просесть» еще на 60%. В этом случае белорусские зарплаты упадут до уровня молдавских, а эту страну считают самой бедной в Европе.
Но и переход Белоруссии на рубли с эмиссионным центром в Москве не сделает граждан страны богаче – наоборот. Кремль и Запад требуют от Белоруссии одного: сокращения зарплат в госсекторе, снижения уровня финансирования государственных программ по жилищному строительству, поддержке сельского хозяйства, субсидированию тарифов ЖКХ и т.п.
Как только Минск лишится возможности печатать деньги самостоятельно, деньги придется выпрашивать у Москвы и белорусы начнут жить как обитатели дотационной среднерусской глубинки. А в России, в отличие от Белоруссии, с начала «нулевых» идет тотальное сворачивание социальных госпрограмм. Напомним, с будущего года родителям школьников в российских государственных школах придется оплачивать не только факультативы, но и преподавание части базовых предметов.
По прогнозу Сергея Чалого, «базовый сценарий у белорусских властей — упираться, пока можно. Будут оттягивать неизбежное всеми методами». Пока Батька политически независим (в той или иной степени) от России, он может играть на противоречиях между РФ и ЕС, а политические дивиденды, как показывает история последних лет, нередко становятся и экономическими.
Впрочем, не все согласны, что от введения российского рубля Белоруссия потеряет. Экономист Сергей Балыкин так отзывается о белорусском рубле: «Он не был средством накопления, с трудом выполнял функцию указания цены, поскольку цены всех более или менее значимых сделок устанавливались и устанавливаются в долларах и евро. И белорусский рубль все больше и больше утрачивает функцию средства платежа».
Балыкин добавляет, что сейчас стране разумнее всего переходить на российский рубль. «Во-первых, с Россией проще всего договориться. Во-вторых, Россия — наш основной торговый партнер, и белорусским субъектам хозяйствования, как крупным, так и мелким, было бы намного проще вести дела с российскими контрагентами. Население также получило бы определенные дивиденды как в виде возможности совершать сделки в РФ без конвертации, так и в виде валюты, которая все-таки пользуется некоторым уважением», — отмечает экономист.
Экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич, говорит, что в краткосрочной перспективе введение российского рубля ситуацию на валютном рынке стабилизирует, но вскоре плюсы превратятся в минусы, т.к. «белорусское руководство будет очень сковано в своей экономической политике».
Завотделом макроэкономического регулирования Института экономики НАН Беларуси доктор экономических наук Александр Лученок говорит, что с приходом российского рубля в Белоруссию страна окончательно утратит суверенитет. «Россия даст нам в виде кредита российские рубли, которые надо будет возвращать, а количество денег в нашей экономике Россия будет ограничивать», — говорит он.
Максим Швейц
Комментарии: Добавить комментарий
Ну так Россия пережила намного более жесткий прессинг МВФ, в девяностых, как-то выкрутились. А то, что она станет среднерусской глубинкой, это от Лукавого, не станет.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.