Можно ли в сезон отпусков купить дешевые авиабилеты?
Добавил i-Worker News 17 июня 2011 года в 16:33 в рубрику Личные финансы |
Подорожавшее топливо приведет к тому, что полеты станут еще дороже. Но эксперты уверены: шанс сэкономить есть всегда
Летом люди обычно сталкиваются с таким: путевки на курорты дорогие, но если самим покупать билет на самолет - то отдых оказывается еще дороже. Как так? Ведь по логике билет на самолет не может стоить дороже тура, куда включен сам перелет, проживание в отеле и даже питание? Как же тогда турфирмы умудряются устроить все по дешевке?
И это при том, что за год (если сравнить с началом лета прошлого года) цены на авиабилеты выросли как минимум на 10%.
Кто, куда и когда полетит летом, решается еще в феврале. Именно тогда Росавиация выдает авиакомпаниям допуски на чартерные полеты, по которым обычно и идет весь летний сезон. Есть, конечно, и регулярные полеты - на ту же Мальту или Кипр, но львиная доля все равно приходится на чартеры. И каждый раз на комиссии разгораются просто шекспировские страсти. Тут интрига и для пассажиров, и для компаний - одни ждут, что допустят до полетов по всем заявленным направлениям, другие - что на их курорт будет летать десяток перевозчиков и можно будет найти недорогой билет.
В апреле разразился очередной скандал: Росавиация во время раздачи чартерных слонов запретила международные рейсы 11 авиакомпаниям. В основном под разнос попали мелкие региональные перевозчики: «Татарстану», например, закрыли чуть ли не все курортные полеты. А билеты, не ожидая подвоха, перевозчики уже продали. Что тут началось! Туристы метались в панике и пытались отменить бронь, авиакомпании возмущались и спешно перекидывали пассажиров на другие борты. Худо-бедно, но уладили вопрос.
Как объясняет глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, чартеры закрыли тем компаниям, которые слишком часто задерживали и отменяли рейсы. Зачем нужен борт, который летит не вовремя и ломает все расписание? Плюс к этому из-за ремонта полосы во «Внуково» московский воздушный узел этим летом будет перегружен и дикое количество пассажиров просто не переварит.
Но на ценах ситуация с чартерами отразиться не должна, считает Олег Пантелеев, билетов хватит на всех направлениях. Представитель Росавиации Сергей Извольский тоже утверждает, что дефицита не будет.
- Нынешняя летняя чартерная программа целиком покрывает спрос, который существует на туристическом рынке, - успокаивает Извольский, но все же уточняет, что влиять на тарифы государство никак не сможет - в небе у нас монополии нет.
У авиакомпаний же логика простая: чем меньше на Кипр или в Барселону летает конкурентов, тем свободнее можно жонглировать ценами и задирать их как угодно. Как рассказывает глава транспортного комитета Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин, прошлым летом возникла напряженка с рейсами в Болгарию, туда летало очень мало авиакомпаний, и поэтому цены жили какой-то отдельной жизнью. В этом же году в Болгарию пустили новых перевозчиков, и вот результат.
- В прошлом сезоне полет туда стоил 280 евро, средняя цена этого лета - 230 евро, - приводит пример Горин, но добавляет: - Купить такой перелет чаще всего можно только вместе с туром.
Грызня за полеты на каждом туристическом направлении - дело привычное, но главную партию в цене на билет играет не она. Эксперты сходятся во мнении - стоимость перелета очень серьезно зависит от цен на авиатопливо.
Бюджет авиакомпании состоит из десятков статей, это траты на покупку или аренду самолетов, их обслуживание, зарплаты персоналу, услуги аэровокзалов и т. д. Но самая крупная из них - топливо. В билетах каждой авиакомпании доза горючки разная, средняя - 30 - 40%, говорит Олег Пантелеев. Как рассказывает Дмитрий Горин, на регулярных рейсах авиакомпании ввели топливные сборы, которые меняются в зависимости от цен на керосин.
С января цены на нефтяном рынке подскочили с $93 за баррель до $126 в апреле. Все помнят и майскую историю с бешеным ростом цен на бензин, когда девяносто пятый в некоторых городах продавали чуть ли не за пятьдесят рублей литр. Точно так же полезли вверх и цены на все остальные нефтепродукты, в том числе и авиатопливо.
- Цена авиакеросина на Московском воздушном узле начала расти, - рассказывает аналитик Центра исследования конъюнктуры нефтяного рынка «Кортес» Павел Строков. - И доползли до 25 200 рублей за тонну.
Вообще-то по сравнению с январем рост цен вовсе не пугающий, но если смотреть на цены прошлого года, топливо подорожало на все 30% - в 2010-м тонна керосина стоила 18 000 рублей!
Сейчас цена на нефть болтается возле отметки в $115 за баррель, и на авиатопливо тоже снизилась, правда, не очень сильно - до 23 500 рублей за тонну.
Высокие цены на топливо все-таки можно компенсировать, и европейские игроки давно научились отбивать кусачую горючку. Как рассказывает вице-президент латвийской авиакомпании AirBaltic Янис Ванагс, неплохие деньги приносят дополнительные услуги и позволяют не так сильно зависеть от цены на керосин.
- Есть авиакомпании, которые работают консервативно и продают только билеты, - рассказывает Ванагс. - А другие нечто большее: продукты от местных фермеров, возможность арендовать планшетные компьютеры, номера в гостиницах, авто.
Понятно, что заставить пассажиров что-то купить не вый-дет, но желающие забронировать отель или посмотреть кино в полете найдутся всегда. Или вот другой пример. Одна из авиакомпаний недавно придумала такой ход - букет для дамы. Коллега, друг или муж заказывают его в аэропорту, а в небе девушке преподносят алые розы. Сначала к идее отнеслись скептически, но потом креатив оценили, и теперь цветы приносят компании неплохие деньги.
Издержки авиакомпаний сейчас действительно растут, и бесконечно удерживать цены они не смогут, говорит Олег Пантелеев.
- С одной стороны, сейчас достаточно пассажиров, чтобы загружать свои рейсы, - рассказывает эксперт. - Но при этом они не могут перевозить дешево, потому что расходы растут. Сейчас перевозчики пытаются удерживать рентабельность около нуля, но при этом в значительной степени перекладывая возрастающие расходы на пассажиров.
По итогам апреля объем авиаперевозок вырос на 10,6% по сравнению с прошлым годом, а это значит, что платить мы с вами пока готовы. К тому же россияне очень легкие на подъем: не потянули один курорт, купим билеты на другой, где подешевле. И ради экономии готовы сменить Мальту на Кипр, Турцию на Египет или наоборот.
В этом году билеты уже дорожали, вспоминает Дмитрий Горин. Сначала из-за топлива авиакомпании подняли цены в феврале на 5%, недавно - еще на 5%.
Эксперты в шутку советуют отпускникам следить за нефтяными котировками, как за курсами валют. Но просчитать такие ходы будет сложно, если только вы не профессиональный аналитик, - логика рынка, а тем более нефтяного, уж слишком тонкая материя.
Авиакомпании на вопросы о том, будут ли еще повышать цены этим летом, отвечают не слишком охотно. Оно и понятно - мера-то непопулярная. Но, как пояснили в UTAir, плюс в том, что перевозчики обычно выкупают топливо сразу в больших объемах и на долгий период, а остальное - это дополнительные закупки. Поэтому перелеты будут дорожать не сразу, и нынешние цены вполне могут продержаться до конца лета.
- Стоимость билетов будет следовать с небольшим отставанием за ценами на авиационное топливо, - резюмирует Олег Пантелеев. - Но есть нюанс: если цены на топливо, например, на 5% снизятся после нынешнего роста, то цены на билеты на эти же пять процентов автоматически не откатятся.
Планируйте отпуск заранее - за месяц, а то и два до рейса авиакомпании устанавливают самые привлекательные тарифы.
Следите за предложениями компаний. Очень часто они балуют клиентов всевозможными акциями. Как вариант - заведите себе отдельный почтовый ящик и подпишитесь на рассылки авиакомпаний и туристических фирм, если собираетесь покупать тур целиком.
Пользуйтесь рейсами с пересадкой. Часто транзит через какой-нибудь аэропорт Европы выходит дешевле, чем прямой перелет. Потратите 5 - 6 часов, зато сэкономите до 20%. Конечно, если летите без детей.
Следите за ценами с помощью специальных сервисов в Интернете. Сейчас в Сети полно сайтов, которые выдадут вам список авиакомпаний с ценами и подскажут транзитные рейсы. Это, например:
skyskanner.ru,
ticketing.ru
cheaptickets.com,
charter.ru
Нина Кузьмина
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.