«Не уезжая из России вы можете работать у мировых лидеров»
Добавил i-Worker News 23 марта 2012 года в 10:15 в рубрики Экономика и бизнес, Личные финансы |
Forbes продолжает публиковать интервью с известными российскими интернет-предпринимателями и специалистами. Можно ли заработать в Рунете, не имея собственного бизнеса — и сколько, чем для этого нужно заниматься и сколько лет есть «Доширак», рассказывает генеральный директор агентства «Pruffi» Алена Владимирская.
Максим Спиридонов: Мы с тобой договорились пообщаться в связи с тем, что ваше агентство опубликовало исследование о зарплатах и востребованности специалистов Рунета. Главный вопрос в таких случаях — репрезентативность данных. Давай коротко поговорим о том, как данные получались, и насколько можно на них полагаться.
Алена Владимирская: У нас в автоматическом режиме собираются все вакансии по ключевым сферам интернета, размещенные на большинстве рекрутинговых сайтов (Headhunter, Моем круге, LinkedIn и других). Мы их собираем в массив, в котором видны основные тенденции. Есть одна сложность — в большинстве вакансий, связанных с топовыми должностями, не указывается зарплата, там чаще всего стоит договорная зарплата. Здесь мы выступаем экспертами: чаще всего эти вакансии отдаются нам в работу и мы знаем вилку зарплат.
Когда массив собран, становятся видны тренды по зарплатам и востребованности. Востребованность мы определяем соотношением вакансий и резюме на позиции. Далее мы проверяем все это через экспертов. У нас есть несколько экспертов. Мы их никогда не указываем, потому что бережем. Это президенты, гендиректора, технические лидеры проектов, руководители разработки и так далее. Все зависит от тематики, но это всегда первые лица направлений. Мы говорим, что видим такую-то тенденцию, тренд, и спрашиваем, подтверждают они его или нет. Публикуем только те данные, которые подтверждают эксперты.
— Давай перейдем к исследованиям. Вы разделили группы специалистов, по которым вы делали замеры, на следующие категории: продукты, реклама, стартап, eCommerce, game-индустрия, digital (для меня важно понять, чем отличается диджитал и реклама, например), дизайн и верстка, разработчики и системные администраторы. Начнем с продуктов. Опиши, что это за отрасль. Кто из наших слушателей может отнести себя к этой категории?
— Это те люди, которые отвечают за выпуск и продвижение продукта. Product-менеджеры, бренд-менеджеры, пиарщики, которые работают в порталах и крупных интернет-проектах. Ключевые люди — product-менеджеры. Сейчас мы можем говорить, что это также product-менеджеры, работающие на мобильных проектах.
— Почему именно эти профессии? Там могут быть десятки других специализаций.
— Мы выкладываем очень усеченную версию исследования. В каждой категории у нас по 15-20 профессий. Мы показываем наиболее часто востребованные, наиболее публичные профессии, которые определяют эту сферу. Все остальные тоже имеют место быть, но они значительно менее интересны.
— Продакт-менеджеры занимаются руководством продуктом. Если у менеджера опыт до трех лет, он может получать 50-80 000 рублей.
— Сейчас я назову несколько параметров, ключевых для наших слушателей. Что мы сейчас обозначаем? Мы обозначаем цифры по Москве по окладу, а не по доходу. Обращаю внимание, что в эти цифры не входят компенсации, связанные с вашим питанием, мобильной связью, премии, проценты и другие формы вознаграждений. Мы указываем оклады и гросс-оклады, то есть оклады, не которые вы получаете на руки, а сумму вместе с налогами, включая НДФЛ.
—Можно смело вычитать 13%...
— Да, но мы честно говорим, что есть категории, где люди получают не полностью белую зарплату.
— Кстати, по твоим наблюдениям какой процент рынка сегодня в Рунете находится в полностью белом сегменте?
— Я всех расстрою. Год-полтора назад я говорила, что рынок Рунета на 80% белый. Но сейчас идет активное пузырение стартапов. Довольно много в стартапах серых и черных зарплат. Люди говорят, что они не получают зарплату, а на самом деле получают. Это связано с тем, что на этом рынке довольно много бизнес-ангелов. Далеко не все они обладают значительной бизнес-культурой, они платят неучтенные деньги из других бизнесов, из своего кармана. В связи с пузырем стартапов отрасль посерела.
— Насколько? Можешь назвать какие-то цифры?
— Если раньше 85-90% рынка были белыми, то теперь на 10% белая часть уменьшилась. Многие порталы, крупные интернет-проекты не могут работать всерую. Но около 10% трудоустроенных людей в отрасли серые стартапы съели.
— Вернемся к продуктам. Как мы выяснили, product-менеджер получает 50-80 000. Давай поговорим о коэффициентах, которые влияют на региональное распределение.
— В Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге люди получают 70% от московских зарплат. В остальных городах-миллионниках — 50-60%. Города с населением от 500 тысяч до миллиона человек — 40-50%, далее всё очень индивидуально. Там люди устраиваются не через рекрутинговые проекты, а по знакомствам, потому что в маленьких городах люди знают друг друга.
— Сильно могут отличаться зарплаты в городе в 100 тысяч человек у специалистов? Это 20-40% от Москвы?
— Я думаю, что от московских 10-15%.
— Глядя на грустную статистику по зарплатам в маленьких городах, надо ли понимать, что иного пути у молодого человека, который хочет развиться в интернет-индустрии, кроме как ехать в город-миллионник, нет?
— На самом деле, дело не в том, что вы будете получать другую зарплату. Москва — это город других расходов. Другой вопрос, что в маленьких городах довольно сложно с подобной работой. Это чаще всего обслуживающая работа. Там интернет — это обслуживание. Допустим, есть магазин, у которого есть сайт. Если ты программист, ты будешь всю жизнь ковыряться в этом сайте. Там очень мало возможностей для карьерного роста и реализации. Если вы действительно хотите программировать, заниматься серьезными продуктами, — нужно переезжать, причем как можно раньше.
— А вообще где больше платят? В порталах?
— Буквально полгода назад лидерами по зарплатам были мощные стартапы, получившие серьезное инвестирование. Для того чтобы переманивать людей, они порой предлагали даже двойные зарплаты. Потом ситуация изменилась. Во многом, на это повлияла ситуация, связанная с выборами. В декабре начались всякие политические волнения, неспокойствия и прочее. Многие инвесторы не торопились идти в Россию, входить в новые проекты, либо ограничивали транши — дожидаясь результатов выборов.
Порталы в это время уже показали первую или вторую отчетность перед акционерами после IPO или после ребрендинга (например, Рамблер). Понятно, что деньги IPO нельзя тратить на зарплаты, но все они должны были показывать резкий рост, открытие новых направлений, бурный рост продукта, числа пользователей и так далее. В тот момент, когда приостановились стартапы, порталы стали очень активно набирать людей. Они стали набирать сильных людей на большие зарплаты. Мы вернули ситуацию 3-ех летней давности, когда лидерами по зарплатам были порталы.
— Это ценовая война?
— Когда ты показываешь, что у тебя работает очень сильная команда, тебе дают больший транш под следующую инвестицию. Ты показываешь, что у тебя работает 15 разработчиков из «Яндекса», и вероятность получения денег в следующем раунде становится выше. На самом деле, это торговля командой. В результате, зарплаты были очень высокими, и это не очень хорошо.
— Сейчас зарплаты сравнялись?
— Зарплаты в порталах повысились. В целом, сейчас зарплаты в порталах выше.
— Product-менеджеры с опытом 5-10 лет получают 150-250 000, более 10 лет – 250.
— Нас довольно часто спрашивают «Когда категория больше 10 лет, ведь всей отрасли около 15 лет?». Когда мы говорим, что он работает product-менеджером, мы имеем в виду его последний опыт. 10 лет назад этот человек мог работать модератором, например. Мы не говорим, что он 10 лет работает ровно по этой компетенции.
И обрати внимание, что человек с опытом более 10 лет получает 250 000. Но если ты работаешь больше 10 лет, то, вероятнее всего, тебе за 35. К сожалению, ценность людей в интернете с возрастом от 35 лет снижается, не смотря на очень большой опыт. Это связано с тем, что работодатели считают этих людей негибкими, дорогими и не желающими бежать вперед с выпученными глазами. Их опасаются брать. После 35 лет в интернете ты либо должен нанимать, либо за тобой должны специально охотится. Твой профессионализм должен быть настолько высок, — несмотря на возраст и прочее.
— Это действительно важный момент. Я понял, что у меня рубеж. Мне ровно 35.
— Вот так я тебя и привела к кризису среднего возраста.
— Есть несколько забавных поправок, стоящих под таблицей, дающие наценки. Если есть технические навыки, +20% к зарплате, опыт в портале дает +15%.
— Этот коэффициент действует практически для всех. Ценность людей в порталах по-прежнему чрезвычайно высока.
— Наличие удачно проданного собственного проекта или проекта, который был в управлении, дает +40%.
— Сейчас эта наценка дается практически всем. Это история про то, что человек может понимать бизнес целиком, он видит его не куском, он берет на себя ответственность целиком.
— Перейдем к следующему блоку — «Реклама». Про что он?
— Там про все, что связано с работой в рекламных агентствах в направлении веба онлайн. Вторая категория, на которой мне бы хотелось остановиться, — SMM, маркетинг в социальных сетях.
Сначала в SMM верили как в чудо. Туда вкладывались большие деньги, были совершенно неадекватные зарплаты. Отрасль была не оценена, не были введены бизнес-показатели, как оценивать работу. Потом было огромное разочарование, и в последние полгода SMM значительно падал и в цене, и в востребованности. Затем случились выборы, стало понятно, что большое количество информационных войн будет вестись в интернете. Как результат, в середине ноября мы увидели резкий спрос на SMM-специалистов.
— Какие ты можешь сделать прогнозы сейчас?
— Мы ожидали, что SMM упадет, но он не упал. Дело в том, что политика из нашей жизни не ушла. Стало образовываться большое количество политических партий, движений, стали появляться новые лидеры с деньгами.
Если раньше SMM в основном относились к электронной коммерции и большим брендам, которые хотели имиджево продвигать себя в соцсетях, то сейчас SMM ушел в политику и прекрасно себя чувствует. Доходы не уменьшились, возможно, премии будут не такими большими, но все хорошо себя чувствуют.
—Перейдем к следующей категории. Продажники получают неплохо. Человек при опыте 0-3 года может получать 45-100 000, с опытом более 10 лет — за 350 000.
— При этом ты можешь не становиться руководителем отдела продаж. Многие этого не хотят, потому что к тому моменту они набирают такую клиентскую базу, что они не хотят брать на себя ответственность за весь коллектив, они сидят на своих клиентах и отлично себя чувствуют.
Есть классическая американская история, когда человек с клиентами ездит играть в гольф, отмечать дни рождения, они вместе ездят отдыхать. В последнее время мы видим у кандидатов нежелание идти в менеджеры по продажам. Это связано с тем, что отрасль не настолько молодая, они считают, что все поделено, что они ничего не смогут заработать. Практика показывает, что когда мы устраиваем людей, ничего еще не поделено. Приток в интернет настолько большой, что люди очень быстро начинают зарабатывать и иметь доход 100-150 000. Востребованность чрезвычайно большая, карьерный рост чрезвычайно высокий, если вы этого хотите.
— Стартап-категория. Здесь есть основатель, технический директор, директор по маркетингу, директор по продажам. Зарплата зависит от привлеченных инвестиций. До полумиллиона долларов и более. Если вы основатель стартапа, то до года опыта работы вы можете рассчитывать на 30-60 000. Вроде и главный, но деньги совсем маленькие.
— Все считают, что если вы основатель, то работаете за идею. Это деньги на прокорм, чтобы вам хватало на «доширак» и дорогу до работы и до дома. К сожалению, у нас в такие маленькие стартапы чаще всего идут люди, для которых это первая работа. В Америке и Европе в стартапы идут люди, поработавшие 5-10 лет в этом направлении бизнеса, все в нем понимающие, имеющие свои деньги; они вообще не получают зарплату. А у нас это деньги на выживание.
— Если у вас инвестиций более полумиллиона долларов, то основатель может рассчитывать на 150-200 000. Если у него опыт 1-3 года, то это 350-500 000.
— В тот момент, когда стартап получил приличные инвестиции, к тебе уже подходят в категории найма, даже если у тебя есть доли в проекте. К тебе рынок и инвесторы относятся ровно так же, как к общим рыночным специалистам. Тебя могут сместить и обратиться к нам за поиском нового гендиректора. Мы знаем такие истории. При этом ты будешь оставаться акционером.
Довольно часто входит фонд в компанию и видит, что все перспективно и интересно, но человек не тянет. Они договариваются, человек остается либо просто акционером, либо занимает какую-то должность, а мы ищем другого. Таких историй много.
— Далее идет блок «eCommerce». eCommerce цветет и пахнет, да?
Он цвел и пах до выборов. Под выборы он утих. Застыл в ожидании. Сейчас он начинает возрождаться. Это единственная история, где ценность маркетинга и продаж может быть выше, чем ценность технического специалиста, иногда даже ценность контента.
— Следующая категория — разработка игр.
— Перед тем, как ты будешь озвучивать цифры, я расскажу об одном тренде game-индустрии. На самом деле, это очень несчастная отрасль. Туда очень легкий и быстрый порог входа, очень дешевый. Ты разработчик, сделал 1-2 игры по вечерам, запустил их на свои $5-10 000. Если она пошла, ты не идешь в найм и делаешь следующую игру. Открываешь свою студию, потом эта студия разоряется. Гейм-индустрия — это сфера, где люди сложно идут в найм, потому что им легче и быстрее открыть собственное дело, чем в других отраслях.
— Получается, что, дробясь на собственные дела, они создают броуновское движение?
— Если студии не взлетают, то это броуновское движение, но чаще всего студии выпускают одну-две игры, и в результате ее покупают. Может быть, за не очень большие деньги, но покупают как команду.
— Гейм-дизайнер может получать 200-250 000, если его опыт больше 10 лет.
— Поскольку индустрия маленькая, искать людей сложно. За переход из компании в компанию ты можешь получить 30-50%.
— Я правильно понимаю, что гейм-индустрия и электронная коммерция — активнее всего ищут сотрудников?
— Да, потому что там денег много, и они быстрые. Еще — порталы, сейчас еще стартапы с хорошими инвестициями.
— «Дизайн и верстка». Арт-директор с опытом более 10 лет — более 200 000. Дизайнер интерфейсов получает 40-80 000 при малом опыте, с опытом более 10 лет можно получать более 200 000. Верстальщик получает заметно меньшие деньги, но не сказать, что совсем маленькие. При опыте 3-5 лет он может рассчитывать на 50-80, при опыте 5-10 лет — 80-120 000.
— Это золотые люди. Все мечтают, чтобы они не ушли в дизайнеры или арт-директора. Их берегут, потому что хороший верстальщик верстает крупные вещи, например, главную страницу портала, крупнейшего интернет-магазина.
— Разработчики у нас везде жизненно необходимы. Как виден кадровый голод?
— Это просто катастрофа. Все постепенно понимают, что невозможно перекупать людей друг у друга, потому что «вход» вырастает в астрономические цифры. В большинство проектов нужно много разработчиков. Сейчас разработчиков стали учить внутри порталов, крупных проектов, стали появляться внешние школы разработчиков. Емкости институтов, выпускающих программистов, совершенно не хватает. Каждый крупный проект, у которого есть хоть какие-то деньги, выкручивается, как может.
Очень серьезно вымываются специалисты западными компаниями. Постоянно забирает людей не российский, а центральный Google, в Microsoft люди уезжают работать. Люди уезжают работать в крупные стартапы. Вымываются самые лучшие кадры, вымываются те люди, которые поработали 3-4 года в порталах на ключевых должностях. Это очень печально. К сожалению, мы не всегда можем воссоздать таких специалистов.
— Теперь о деньгах. Руководитель команды при опыте 0-3 года может получать 40-80 000, разработчик Perl и PHP — 40-60 000. Градация довольно условная. Ее можно использовать для ориентировки, но не для того чтобы буквально бросать на стол работодателю эту таблицу и говорить, что он мало платит. Далее идет интересная, крайне затребованная категория — разработчик под мобильные платформы.
— Сейчас действительно многие программисты, видя там большую и интересную нишу, переходят и активно осваивают эти технологии. Если опыт более 10 лет, это не значит, что 10 лет он работал с Android.
— По деньгам они получают примерно столько же, сколько и разработчики Perl и PHP. Это 30-70 000 при малом опыте и более 150 000 при опыте более 10 лет. Далее идет разработчик на Ruby on Rails.
— Мы их выделили, потому что в последнее время востребованность на этот язык чрезвычайно большая. Эту моду ввел Groupo. «Дарбери» перед тем, как продавался Groupon, был написан на Ruby on Rails. После этого все eCommerce-проекты, все купонные сервисы стали писаться на Ruby on Rails.
— В поддержке пользователей низкая планка довольно невысокая. 25-40 000 людям без опыта. Ведущий Windows-администратор при малом опыте может получать 30-50 000, Unix/Linux-администратор — 30-60 000. Руководитель группы системных администраторов с опытом 3-5 лет может получать 90-150 000 тысяч, с опытом более 10 лет — 180-250 000. На таких людях держатся все большие компании.
— Это надежность.
— Вот мы и подошли к финалу. Алена, какое резюме можно сделать? Чего ты ждешь в перспективе?
— Первое, что я хочу сказать — мы живем в счастливой отрасли. Даже если будет кризис, он коснется интернета в значительно меньшей степени, чем всех остальных. Компании пойдут в интернет для того чтобы спасти свой основной бизнес. Поэтому надо учиться программировать. Даже если вы сами не станете программистом, надо понимать хотя бы на уровне продвинутого пользователя, как с ними разговаривать. Вы будете чрезвычайно востребованы, если вы будете знать и понимать основы программирования.
Во-вторых, отрасль будет расти быстро, поэтому не надо удивляться тому, что в интернете карьерный рост бывает в течение полутора лет. Каждые полтора года человек может рассчитывать на карьерный рост, потому что все быстро растет и пузырится. Он будет переходить на новую ступень в своей компании, либо в другую компанию. При этом будьте осторожны. Постарайтесь не переходить чаще, чем раз в 2-3 года, если нет объективных обстоятельств. Никто не любит летунов. Сначала вы быстро растете, потом ваш карьерный рост и ваша стоимость начинают проигрывать тем коллегам, которые всё это время провели в одной компании, развиваясь в рамках своего проекта.
Что я вижу в перспективе? Я вижу, что SMM будет жить и развиваться. Будут очень востребованы все программисты, прежде всего, Андроид, iOS, Ruby. Будет востребовано всё, что связано с играми. Мы видим, что к нам приходят крупнейшие западные компании набирать специалистов любого уровня. Далеко не всегда это история про хантинг и отъезд туда, это история про то, что здесь начинают открываться филиалы, подразделения. Востребованы все! Рунет выходит за рамки Рунета. Все больше становится интернета с точки зрения кадров. Не уезжая из России, вы можете работать у мировых лидеров и быть очень востребованным человеком.
Максим Спиридонов
Комментарии: Добавить комментарий
Неужели программистов не хватает? Или талантливых только нет?
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.