
«Сбейте оковы, дайте мне волю, я научу вас свободу любить!» – слова этой старинной арестантской песни имеют все основания стать гимном фрилансеров – тех, кому работа по найму по тем или иным причинам представляется каторгой.
Исполнить эту песню, для вящей объективности в мажоре и миноре, i-worker.ru попросил ветеранов фриланса.
/Словарь/
Фрилáнсер (англ. freelancer – «свободный копьеносец», наемник, в переносном значении – вольный художник) – человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определенного перечня работ (внештатный сотрудник). Фрилансером также является работник, приглашенный для выполнения работ в ходе аутстаффинга. Будучи вне постоянного штата какой-либо компании, фрилансер может одновременно выполнять заказы для разных клиентов.
Открыто – входите!
Фриланс, то есть работа по индивидуальному заказу, существовал практически всегда (термин «фрилансер» впервые употребляется Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания средневекового наемного воина). В настоящее время понятие «фриланс» зачастую связывают с Интернетом, однако мир современных «копьеносцев» не ограничивается только виртуальным пространством. Воспарить в свободном полете волен представитель любой профессии, носящей независимый характер: журналист, не состоящий в штате, артист, подвизающийся в антрепризе, переводчик, не нанятый конкретной конторой и так далее. Наиболее традиционно представление о свободных художниках как о гуманитариях, но фрилансерами сегодня становятся экономисты, юристы, работники сферы туризма (аниматоры, гиды-переводчики). В Англии существуют даже политики-фрилансеры, то есть фигуры, не принадлежащие к какой-либо партии.
Можно сказать, что фриланс в наши дни открыт для всех. В Европе и странах с развитой экономикой, отношение к такой форме занятости очень разнится: во Франции и Германии престижным считается работать именно в корпорации, а в США фриланс – предмет гордости для специалиста, который сумел стать независимым. Такое отношение определяется не столько психологическими аспектами, сколько размерами различных социальных льгот.
Зарабатывать хорошие деньги и не зависеть от работодателя – довольно непростая задача, далеко не все свободные художники процветают. Если верить статистике, на российском рынке труда 8 человек из 10 мечтают трудиться только на себя. Естественно, в большинстве случаев подобным грезам не суждено сбыться, поскольку реально оценить свои возможности и способности удается немногим. Как правило, проработав в режиме фриланса несколько лет, люди возвращаются к более традиционным формам занятости. Работодатели с настороженностью относятся к специалистам, в трудовой книжке которых нет отметок о месте работы в течение последних двух-трех лет, поэтому начинающим фрилансерам обычно советуют позаботиться о вариантах на черный день (послать резюме в хорошее кадровое агентство, подумать о рекомендациях, устроиться куда бы то ни было по трудовому договору хотя бы для проформы).
Дресс-код фрилансера
Мое свободное плавание началось с еженедельных обзоров новостей потребительских сайтов. У меня была рассылка на subscribe.ru и пять тысяч читателей. Счастье графомана. Один из обзоров рассказывал об истории женских средств гигиены и заинтересовал редактора журнала Penthouse. Тот попросил развить тему и подготовить статью для рубрики «Хочу все знать!». Потом я писал им о силиконовых имплантатах, липосакции, облысении и обо всем, о чем они хотели знать. Платили они хорошо, а мое глянцевое портфолио выглядело шикарно и интригующе. Можно сказать, я нашел работу. Во всяком случае, мне уже совершенно не хотелось искать вакансии в реальном мире, мне понравилось быть фрилансером. Я продолжал выходить с обзорами-блогами, и вскоре мне предложили писать для портала 7ya.ru, потом я вел еженедельную рубрику Digital Life на сайте CNews.ru, работал гидом раздела в каталоге List.ru, занимался еще бог знает чем. И все это – не выходя из дома. Точнее – из любого места, где был компьютер, подключенный к Сети.
Плюсы такой работы, казалось бы, очевидны: не нужно ходить на службу, рано вставать, можно трудиться в любое время и в любом виде. Ни один начальник не скажет мне: «Алексей, почему вы сегодня опоздали?»; и уж тем более – «Алексей, почему вы пришли на работу голым, небритым и от вас пахнет пивом?». А именно в таком виде я писал статьи для Penthouse, и ничья корпоративная этика от этого не пострадала.
Как пел Вертинский: «Как хорошо проснуться одному, в своем уютном холостяцком флэте, и знать, что ты не должен никому давать отчеты, никому на свете». Это и есть фриланс. Поймал волну и летишь на ней, подхватываешь новую и продолжаешь полет.
/«Рабы не мы»/
Достоинств у фриланса предостаточно. В частности:
– отсутствие фиксированного рабочего дня. При умении организовать свое время работа двигается быстрее, чем при полной занятости. При удаленной работе время не уходит на поездки в транспорте и необходимость приводить себя в порядок, что очень актуально для женщин;
– психологический комфорт: отсутствие коллектива, в который надо вживаться, неизбежных конфликтов. Возможность работать в наиболее удобные биологические часы, что увеличивает производительность труда;
– со временем фрилансер обрастает связями, учится ориентироваться на рынке труда и количество его клиентов вырастает до такой степени, что он берет лишь самые удобные, выгодные для себя заказы;
– фрилансер, как правило, за год работы получает больше рекомендаций, чем многие штатные сотрудники компаний за всю жизнь, и постоянно пробует себя в новых сферах и отраслях;
– фриланс – спасение для «копьеносцев» со слабым здоровьем, которые не в состоянии ежедневно ездить в офис, для молодых мам, не желающих оставлять своих детишек без присмотра, для людей пожилого возраста, которых уже неохотно берут на постоянную работу, зато с удовольствием поручают им разовые заказы;
– вольный художник действительно свободен в своих уикендах и отпусках.
Наталья Козельская, журналист:
– Я выбрала фриланс, потому что мне нравится самой распоряжаться своим временем. Поработав «в офисе», я поняла, что сидеть за компьютером строго с 9 до 18 часов – довольно утомительно, и жизнь в таком ритме мне совершенно не подходит. Еще одним доводом в пользу фриланса стало желание самой планировать свой день. Есть возможность регулировать интенсивность и время труда: если нет рабочего настроя или просто хочется отдохнуть, можно позволить себе прогуляться, посмотреть кино, а все дела перенести на вечер или ночь (кстати, многие наиболее эффективно трудятся именно в ночные часы, когда ничто не отвлекает).
Когда у фрилансера пропадает желание «давать отчеты», ничего страшного с ним тоже не случается – ну, потеряет он заказчика, деньги, а больше-то ничего. Никаких корпоративных или административных мер воздействия к нему применить не могут. Изгнать с позором из стаи тоже не могут. В общем, для человека, который понимает, что такое свобода, фриланс – не пустой звук. Это что касается плюсов. Есть минусы. И такие серьезные, что могут отпугнуть от фриланса навсегда.
Наталья Козельская, журналист:
– Во-первых, приходится работать в собственной квартире, а дома обычно много отвлекающих факторов: телевизор, Интернет, домашние питомцы, бытовые дела. Во-вторых, нужна внутренняя дисциплина. Чтобы не иссякали доходы, приходится ежедневно планировать начинания и искать заказы. Для этого надо быть самому себе и шефом, и подчиненным. В-третьих, весьма актуальна поговорка «то пусто, то густо»: иногда работы столько, что нет времени даже выспаться, а затем может наступить затишье на неделю или даже месяц. Кроме того, фрилансер, еще не наработавший надежных связей, рискует быть обманутым: заплатят за работу меньше, чем обещали, либо вообще не заплатят, сославшись на какие-то причины. Любой договор с непроверенным работодателем – это риск.
Есть и еще один «подводный камень»: каждый заказчик предъявляет собственные требования (в отличие от начальника, характер и «пунктики» которого постоянный работник знает довольно хорошо). Зато отпуск фрилансер может себе устроить в любое удобное время и сколько угодно раз в год. Главное – эффективно работать в перерывах между отдыхом, и тогда можно ездить на острова или в горы хоть каждый месяц. Впрочем, мало кому из фрилансеров это удается: доходы человека, который существует «на вольных хлебах», обычно не превышают заработков тружеников офиса.
Дома… как на работе
Вы сразу можете забыть о трудовой книжке, социальном пакете, пенсии, премиях, больничных, кредитах, ипотеке и всем таком прочем. В социальном плане вы теперь никто. Социальный статус – неработающий. Теперь ваша поддержка и опора – голова и банковский счет. Вы можете обойти весь свет с ноутбуком и мобильником, и никто не станет заботиться о вас. Ваш работодатель даже не будет знать, что вы переезжаете с места на место, потому что ему абсолютно все равно, где вы находитесь. Вы готовы к такому фрилансу? Или карьера важнее? Если важнее, дальше можно не читать, а остальным я расскажу о прочих маленьких недостатках фриланса, пока не распугаю всех.
Во-первых, очень трудно заставить себя работать. Дело не в слабости характера и отсутствии воли. Попробую объяснить на своем любимом цигуне. Представьте, что вы занимаетесь цигуном дома по видеокурсу. Когда захотели, тогда и занимаетесь. И не занимаетесь никогда, потому что никогда не хочется. А теперь представьте, что вы записались в группу. Вам назначили конкретное время, когда вы должны придти и заниматься цигуном вместе со всеми. Вам не хочется, но вы все равно идете, потому что записались. А там, в группе, как-то слово за слово, не придавая особого значения, постепенно вовлекаетесь в процесс и получаете от этого удовольствие. Здесь похожая ситуация. Трудоустройство – это запись в группу, а фриланс – это видеокурс, который вы включаете и выключаете, когда захотите. Не думаю, что это какая-то уж совсем неразрешимая проблема, но вы с ней наверняка столкнетесь, когда отправитесь в свободное плавание. Фриланс действительно требует большой обязательности, пунктуальности и самодисциплины, как бы по-пионерски это ни звучало.
Во-вторых, работая дома, вы никогда не сможете уйти с работы. Фраза «На работе я чувствую себя как дома» станет для вас проклятьем. Вы никогда не сможете закрыть дверь офиса и выдохнуть: «На сегодня все, про дела забыли». Нет, работу можно только сделать, уйти с нее нельзя.
Создаем виртуальную личность с нуля
Я надеюсь, что все, кто выбрал карьеру, стабильность и социальную защищенность в качестве приоритетов, уже не читают эту статью, и можно, расслабив галстук, дать несколько советов тем, кто остался и собирается прославиться (и заработать) благодаря виртуальному фрилансу, как наиболее перспективному и общедоступному поприщу.
Наказ 1. Определите свою специализацию
Конечно, вы можете быть фрилансером на все руки, однако сосредоточение сил на конкретном виртуальном деле даст вам гораздо больше. Сетевой автор MaulNet в своем фундаментальном труде «Способы заработка в Рунете» выделяет 29 таких относительно честных методов. Так, среди работы, требующей наличия веб-сайта, к примеру, значатся контекстная реклама, продажа баннерных показов, попрошайничество (!), написание положительных отзывов, то есть скрытый маркетинг; а среди заработков, для которых собственный веб-ресурс не обязателен – жизнь на рефералах, киберсквоттерство, платные консультации, копирайтинг, переводы/написание статей на заказ/рерайтинг, игра на бирже и многое-многое другое…
Список, естественно, будет пополняться, но вы наверняка уже присмотрели для себя приоритетный способ. Наиболее востребованные на сегодня специальности – это web-программирование и дизайн. Для представителей последних очень важно наличие качественного портфолио и положительных отзывов. Заказы можно найти на форумах, по рекомендациям знакомых, по объявлениям и в специальных сервисах для фрилансеров (free-lance.ru, freelance.ru, weblancer.net).
Дмитрий Килин, дизайнер:
– Засиделся я как-то у друзей в гостях. Уже поздно вечером заглянул к ним сосед-адвокат и спрашивает меня: не надоело ли мне каждый день на работу ходить, не пора ли заделаться фрилансером? «Да, как-то, – отвечаю, – стремно». А он гнет свое: у него, мол, знакомый, тоже дизайнер – от заказов отбоя нет, лень только за деньгами ходить. Я и поверил… Сперва за гонорарами ездил сам. Потом понял – не успеваю. Теперь эти обязанности выполняет курьер.
А если серьезно: во фрилансе много и плюсов, и минусов. Чтобы найти необходимое количество заказчиков, нужно как минимум стать специалистом, иметь вразумительное портфолио, поэтому для начала придется поработать в коллективе. Кроме того, потребуется самодисциплина. Дизайнеры, как правило, народ творческий, склонный в большей степени ко всякого рода развлечениям, нежели к трудоголизму. Зато, работая на дому, ты получаешь некоторую независимость. Производственные отношения «начальник –подчиненный» слегка нивелируются. Не надо ежедневно тратить время на поездки на работу-с работы. Видеть изо дня в день одни и те же надоевшие ро…лица. Хотя появляется другая проблема: недостаток человеческого общения. Если же заказчики одновременно навалятся все, о личной жизни придется забыть.
Фрилансерствовать экономически выгодней, чем жить на одну зарплату: уменьшается вероятность остаться безработным, ведь если один заказчик откажется от ваших услуг, останутся другие или появятся новые. Когда что-то не заладилось – главное не паниковать. К нестабильности лучше отнестись философски и не терять голову из-за временных неудач.
Наказ 2. Заведите блог
Формирование виртуальной личности начинается в блоге – «публичном дневнике с комментариями». Обычный дневник мало кому показывают, блог же открыт для чтения, более того, читатели могут оставлять свои комментарии к записям. Блог – это разговор. Люди зачастую говорят о том, что представляет для них интерес и к чему у них есть личное отношение. В этом отличие блога от монолога обычных новостей. Разговор подразумевает тему или фокус, который не обязательно должен быть тематическим, он может быть, к примеру, эмоциональным.
Так как блог привязан ко времени, он стремится к максимальной новизне, а поскольку он личностен, свежие события осмысляются и получают интерпретацию. Поэтому блоги – хорошая среда для рождения новых идей, а социальное измерение блогов дает этим идеям возможность для распространения и роста.
Наказ 3. Внимательно относитесь к письмам
Различными психолингвистическими экспериментами давно установлено, что интонации, жесты, мимика несут куда больше информации и влияют на образ сильнее, чем слова. Соотношение такое: на долю слов приходится от 3 до 7% получаемой от собеседника информации, на долю паралингвистических параметров речи – от 93%. Таким образом, 93% информации мы не можем передать с помощью электронных писем. Это очень хорошо. Лишняя информация о нас никому не нужна. Лучше сосредоточимся на тех 7%, с помощью которых мы будем создавать наш виртуальный образ.
Каждый день мы получаем горы электронной корреспонденции. Далеко не всё из оной приятно для чтения. Не будем кривить душой – многие эпистолы отвратительны: нагромождение мыслей, облаченных в случайные слова. Основные проблемы электронных гонцов – плохо структурированный контент и излишне длинный текст. Достаточно уделить созданию письма еще 5 секунд и из потока сознания в формате «txt» оно превратится в пригодный для чтения носитель. Для этого нужно дать письму уникальное «говорящее» имя – пусть тема скажет о кратком содержании.
Удобно читать ваше письмо или нет, получатель решит по длине абзацев. Средняя величина абзаца должна составлять 3-4 строки. Но будьте внимательны: одна или две строки еще не абзац. Это заголовок. На него обращают внимание в первую очередь, и он воспринимается как название следующего абзаца. Поэтому текстовые блоки из одной-двух строк используйте только в том случае, когда хотите, чтобы получатель прочитал их в первую очередь, ведь в них раскрывается наибольшая для него выгода вашего коммерческого предложения.
Никто в первые минуты не читает все письмо от начала до конца: сначала мы выбираем из текста самый короткий абзац и лишь затем читаем самый длинный. Из этой закономерности следует, что первый абзац в вашем письме должен быть наиболее коротким, а последний – длинным.
Наказ 4. Воздвигните памятник себе
Блог и персональный сайт – разные вещи. В блоге вы пишете о своих текущих делах, а на сайте можете поместить более-менее постоянную информацию о себе, сроках вашей работы, выложить образцы. Создать сайт не сложно: по адресу: www.nm.ru можно сделать себе страничку с доменом третьего уровня www.имя_рек.nm.ru и опубликовать там для начала свое резюме.
Наказ 5. Будьте готовы к виртуальной смерти
Есть несколько вариантов ухода: с честью, с позором, тихо, с помпой и т.д. Вот лишь некоторые из них.
Идеальное прощание
Вы, сославшись на обстоятельства, рекомендуете «почти такого же, как я специалиста» и растворяетесь в виртуальном пространстве. Красивая смерть достойного мужа.
Популярное прощание
В моем телефоне поселился вирус, в почте живут баги, поэтому ответить я не в состоянии. Трубку не беру, на письма не отвечаю. Все эти барьеры-сволочи разлучают меня с тобой, дорогой заказчик. Увы и ах… и разошлись, как в море корабли. Самый популярный подход – избавляет от унизительных объяснений.
Разлука нахрапом
Приходишь к заказчику и заявляешь, что с завтрашнего дня цены превращаются… превращаются…превращаются… в расценки уровня креативных бутиков. Если заказчик хотел за свои кровные поиметь вас как следует, он уходит. А если согласен платить? То любите его крепко и беззаветно!
Творческая импотенция
Прямо так клиенту и заявите – не могу, не получается и муза моя улетела. Как известно, повинную голову и меч не сечет, но далеко не каждый творец согласится наступить на горло собственной гордости и так сыграть.
Форс-мажор
Легкий способ разорвать отношения – придумать клевую отмазку: цунами, болезнь, внезапный бессрочный творческий отпуск.
Я надеюсь, часто умирать вам не придется, и вы проживете долгую славную жизнь фрилансера. И не одну.
Комментарии: Добавить комментарий
Хотелось бы четче обозначить подводные камни фриланса:
– основным недостатком классического фриланса считается нестабильность заработка: специалист никогда не знает, сколько он заработает в следующем месяце, не говоря уже о годичных прогнозах. Любые колебания конъюнктуры сразу же отражаются на его доходах. Это довольно нервирующий фактор, хотя через несколько лет, когда у человека появится имя, некий минимум будет всегда гарантирован;
– сложность представляет и многообразие задач, стоящих перед фрилансером: всю работу он делает сам, начиная от поиска заказчика и заканчивая проблемой получения денег. Человеку, привыкшему работать на компанию, бывает трудно перестроиться и обращать внимание не только на выполнение непосредственно работы, но и на организационные моменты. Помимо этого важна еще достойная самореклама, что тоже по плечу не каждому;
– получение денег – еще один момент, который часто становится минусом фриланса. Одна фирма не пересылает деньги через банк, вторая работает только с определенным банком, в третьей требуется что-то подписать, четвертая согласна на любые условия, но платит ничтожно мало… Это не считая тех случаев, когда специалистов просто «кидают». Существуют работодатели, которые регулярно наживаются на фрилансерах (классический пример лохотрона выглядит, как объявление о наборе внештатных авторов с просьбой выслать на электронный адрес ранее не публиковавшиеся материалы на указанную тему). Доказать мошенничество проблематично, поэтому опытные фрилансеры советуют отказаться от работы, если что-то в поведении заказчика вас насторожило;
– в первые месяцы заработки, как правило, невелики и намного ниже тех, что были при офисной работе;
– в ряде профессий фриланс носит сезонный характер, особенно в области туризма. В низкий сезон многие аниматоры, гиды-переводчики, сопровождающие и т.п. остаются без работы;
– есть еще один важный минус, о котором не все знают: нежелание ряда консульств давать фрилансерам шенгенскую визу, поскольку те не могут указать в анкете адрес постоянного места работы.
Поскольку тема фриланса была близка мне на протяжении четырех лет, хочу дать всей честной компании несколько проверенных на собственной шкуре советов:
* Не пренебрегайте кадровыми агентствами. Хотя в большинстве своем рекрутеры настроены на поиск сотрудников классической формы занятости, порой они помогают найти разовые заказы.
* Когда вы будете искать вакансии в базе данных, не проставляйте форму занятости. При личном контакте многие фирмы, пишущие в этой графе «полный рабочий день» на самом деле охотно соглашаются сотрудничать с фрилансером, лишь бы задания выполнялись вовремя.
* Если вам не сообщили точные размеры и форму оплаты, а ваш вопрос на эту тему проигнорировали или утопили в массе ненужных слов, с таким заказчиком лучше дела не иметь.
* Не надо торопиться – первые полгода уходят на то, чтобы осмотреться и познать специфику фриланса. Однако, если через год ваш заработок все еще намного меньше, чем при работе по найму, вам лучше вернуться в офис, пока перерыв в трудовой книжке не стал угрожающим.
* Не стесняйтесь объяснять членам семьи, что вы работаете дома. С ударением на слово «работаете». Требуйте не отвлекать вас, если нет срочных дел, при необходимости отключайте телефон и вообще – домочадцы должны научиться уважать ваше деловое время.
Пять «НЕ» фрилансера (рекомендации аса сетевого копирайтинга Дмитрия Кота):
• НЕ звенеть орденами
Как правило, академические звания, красные и синие дипломы, корочки, напечатанные на цветном принтере – не производят на клиента должного воздействия. Все эти «фенички» потрясают воздух, а не собеседника. Клиента интересует, как вы решите ЕГО проблемы.
• НЕ задавать глупых вопросов
Помните, подготовка к встрече – залог успеха. Уделите время сбору и анализу информации о будущем партнере. К моменту свидания вы должны знать, сколько сотрудников в компании, ее сильные стороны и чем она занимается. Подготовьте десять острых вопросов, ответы на которые не дали сайт клиента и Google всемогущий.
• НЕ болтать много
На первой встрече дайте Его Величеству Клиенту выговориться. Пусть поведает о своих проблемах, а вы превратитесь в слух. Говорите мало, слушайте много. Время вашего вещания не должно превысить половинный регламент встречи. Не продавайте себя до тех пор, пока не поймете, что же хочет купить клиент.
• НЕ отдаваться без обоюдного согласия
Дайте клиенту максимально полное представление о себе и своих возможностях, и только после этого торжественно вручайте коммерческое предложение. Ни в коем случае не перепутайте последовательность действий. На первой минуте разговора особо хитрые клиенты пытаются отделаться от вас, испросив то самое коммерческое предложение. Не поддавайтесь на провокации.
• НЕ говорить о деньгах на первом свидании
Первая встреча – это оценка фронта работ. Большинство клиентов будут пытать вас назвать конкретную стоимость труда. Вежливо попросите клиента дать вам время для оценки предоставленной информации и назовите точную (!) дату, когда вы озвучите окончательную стоимость. Если цифры прозвучат слишком рано, вы рискуете угодить в ловушку – так как реальная стоимость может оказаться выше названной изначально.
(По данным сайта guerrillaconsulting.typepad.com)
Ну вообще-то я тоже давно фрилансер, как писал автор из-за слабого здоровья. Ну не могу я каждый день успевать куда-то к девяти утра, судороги начинаются.) Хотя есть такой жирный минус; по-новым правилам шенгенскую визу журналистам выдают типа по первой просьбе. Но не фрилансерам, нужна копия трудовой и письмо редактора.
А вот знакомая, начинающая фрилансерша, недавно влетела. Устраивалась продавцом в чайный магазин. ей предложили, другое, более интересное и денежное занятие, сделать чайную на их базе и промоутировать ее. Пока она бегала с восторженными глазами, прошел срок подачи бизнес-плана. О сроках она забыла узнать, либо не обратила на них внимание. Заказчики просто отказались от ее услуг.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.