Рейтинг@Mail.ru

    Интеллект в законе

    Добавил Администратор 21 сентября 2010 года в 17:17 в рубрику Прикладное правоведение
    Интеллект в законе

    Большинство людей готовы, защищая свою собственность, идти до конца – судиться, рядиться, но отстоять права на личное имущество. Однако когда речь заходит о собственности интеллектуальной, – многие теряются. Между тем, духовное достояние имеет свойство превращаться в материальное и приобретать вполне ощутимую форму, выраженную в денежном эквиваленте. Если, конечно, заранее позаботиться об охране своих прав.

    Вопреки распространенному заблуждению, авторское право касается не только творческих профессий – деятельности писателей, художников, музыкантов, дизайнеров и т.д. Креативить доводится и представителям других специальностей, за исключением, пожалуй, бухгалтеров, кассиров, диспетчеров и представителей прочих занятий, где муки творчества совсем уж не приветствуется. Однако тот же финансовый работник может, к примеру, написать статью по поводу достижений бухгалтерского дела в профессиональный сборник или журнал. И выступить в роли автора. Либо открыть новый способ ухода от на… (простите, вырвалось) подсчета прибыли и запатентовать его. Таким образом, кроме материальной собственности у любого из нас в один прекрасный момент может появиться собственность интеллектуальная. И надо быть готовым защитить ее подобно тому, как мы охраняем от мошенников наши дома, машины, кошельки.

    Авторская грамота
    Если язык юристов для слуха обычных людей зачастую звучит как птичий, такая его область, как авторское право, представляется многим совсем уж экзотическим наречием. Путаются больше всего в терминологии и формулировках. К примеру, понятия «авторское право» и «интеллектуальная собственность» часто считаются синонимичными, между тем это не совсем так.

    Елена Ермакова, патентный поверенный, генеральный директор, агентство по защите интеллектуальной собственности «Ермакова, Столярова и партнеры»:
    – Сравнивая понятия «интеллектуальная собственность» и «авторское право», необходимо отметить, что первое понятие шире и поглощает второе.

    Авторское право охраняет лишь произведения литературы, науки и искусства, тогда как, интеллектуальная собственность включает в себя не только творения художественной или научной мысли, но и более утилитарные практические вещи, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности. Это – промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования и коммерческие обозначения, знаки обслуживания, новые сорта растений и животных, интегральные микросхемы, базы данных, доменные имена и т.д.

    А вот «копирайт» и «авторское право» – действительно, синонимы. Копирайт вошел в обиход 90-х от английского copyright и обозначает субъективные авторские права. Неразбериха нередко возникает здесь из-за того, что одновременно с этим англоязычным заимствованием в современном русском языке появилось сходное по звучанию слово «копирайтер», которое обозначает специалиста, занимающегося разработкой рекламных текстов и слоганов. Однако в первом случае корень right означает «право», а во втором основа слова write переводится как «писать».

    Изучить самые распространенные примеры из юридического словаря можно и самостоятельно. Разобраться же с остальной законодательной азбукой авторского права и интеллектуальной собственности, помогают специально обученные «переводчики» – патентные поверенные и сотрудники агентств по защите интеллектуальной собственности.

    /Осторожно, злой автор/
    Чтобы другим неповадно было зариться на авторскую собственность, на содержание произведения принято ставить знак копирайта. Это обозначение охраны авторского права называют еще конвенционным знаком – его изображают латинской буквой «с», заключенной в окружность, а рядом ставится имя обладателя авторского права и год первого опубликования (если, как в случае с контентом сайта, содержимое постоянно обновляется, можно указать период времени через тире).

    На этот знак не нужно получать никакого разрешения и платить за него. Он несет примерно ту же смысловую и функциональную нагрузку, что и табличка «Осторожно, злая собака» на воротах частного дома. Помешать действиям злоумышленника она не может, однако заявляет о намерениях хозяев защищать свою собственность.

    По пути признания
    Казалось бы, право автора распоряжаться своим произведением с точки зрения здравого смысла не подлежит сомнению. Однако так считали далеко не всегда. В средневековье, в эпоху абсолютной власти церковных догматов, общественное мнение придерживалось точки зрения, что ученые и пииты суть лишь проводники божественного знания, и посему заявлять права на свое творение – не то что незаконно, а даже греховно. Хотя именно в эти темные века, когда человечество начало задумываться над тем, что индивид волен распоряжаться не только собой, но и уникальными произведениями, им созданными, и появились ростки авторского права. Это так называемые «привилегии», которыми монарх своей высочайшей волей мог пожаловать автора по просьбе последнего. Впрочем, практика подобных льгот была чрезвычайно редка.

    Вопрос об охране авторских прав встал ребром в конце 15-го века – после изобретения Гутенбергом первого печатного станка. Печатные фолианты, благодаря своей доступности, не только положили начало массовой культуре, но и позволили издавать и переиздавать книги большими тиражами, плюс получать доход от их продажи любому, кто обзавелся соответствующим оборудованием. Споры о том, кто вправе печатать конкретное произведение шли между издателями, а сами авторы скромно стояли в сторонке. До окончательного урегулирования этого вопроса на уровне закона оставался не один век.

    Первыми охранять промышленные изобретения и художественные произведения додумались индивидуалисты-англичане. В начале 17-го века при короле Якове Стюарте был принят «Статут о монополиях», позволяющий изобретателю технического новшества пользоваться им монопольно на протяжении 14-ти лет. А в начале 18-го подобный закон был принят и в отношении художественного слова. «Статут королевы Анны» давал автору исключительное право публиковать свое произведение в течение тех же 14-ти лет.

    В настоящее время защитой интеллектуальной собственности во всем мире занимается ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), основанная при ООН в 1967 году в Женеве. В состав ее входят более 160-ти стран, в том числе и Россия.

    «Я уважаю пирата»
    Длительное время в нашей стране об интеллектуальной собственности и слыхом не слыхивали. Сначала была долгая эпоха коллективизма с общим девизом: «все вокруг советское, все вокруг мое». Затем этот слоган перекочевал в новую постперестроечную реальность, где на фоне всеобщего хаоса выглядел по-прежнему органично.

    Первая законодательная реформа, касающаяся авторского права, началась в России в 1991 году. С 92-го года художественные произведения стали охраняться в течение 50 лет. Через 12 лет (в 2004 году) этот срок был увеличен еще на 20. Теперь автор располагает эксклюзивными правами на свое произведение в течение всей своей жизни, а его наследники и правопреемники могут распоряжаться этими правами, и естественно, получать доход от использования творения еще на протяжении 70-ти лет после смерти творца.

    Параллельно с попытками интеграции России в мировое сообщество в нашей стране началась, и с переменным успехом ведется, борьба с контрафактом. Что только не делали в течение последних лет с пиратской продукцией: и устраивали показательные аутодафе, и закапывали ее бульдозерами, и призывали покупателей к сознательности с трибун. Однако наши соотечественники до сих пор с удовольствием покупают «беспородные» диски с лотков, втайне испытывая гордость от мысли, что нет такого американского софта, на который бы не нашелся русский хакер. А пираты по прежнему стоят на пути вступления России в ВТО.

    /По закону/
    Очередной попыткой покончить с корсарами интеллектуальных просторов стал новый закон. В России в январе 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского Кодекса, которая регулирует не только интеллектуальную собственность, но также все действия и последствия, связанные с ней. В новой редакции правовую охрану получают результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, такие как:
    1) произведения науки, литературы и искусства;
    2) программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ);
    3) базы данных;
    4) исполнения;
    5) фонограммы;
    6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
    7) изобретения;
    8) полезные модели;
    9) промышленные образцы;
    10) селекционные достижения;
    11) топологии интегральных микросхем;
    12) секреты производства (ноу-хау);
    13) фирменные наименования;
    14) торговые марки и знаки обслуживания;
    15) наименования мест происхождения товаров;
    16) коммерческие обозначения.

    Автора!..
    Итак, если вы решили попробовать себя на художественном поприще, рано или поздно вы столкнетесь с вопросом авторского права. Мировая судебная практика говорит о том, что чем раньше это произойдет, тем лучше.

    Если вы «натворили» что-то в индивидуальном порядке: сочинили роман или написали песню, то считаетесь законным обладателем исключительных прав на свой шедевр. Согласно российскому закону «Об авторском праве и смежных правах» оно «возникает в момент создания произведения в силу самого факта его создания». Избавленный от юридической тавтологии смысл данного положения сводится к тому, что новоявленному криэйтору, дабы получить права на свое творение, следует только его создать – ему не требуется доказывать свое авторство, регистрировать его и соблюдать еще какие бы то ни было формальности. В российском правоприменении действует так называемая «презумпция авторства», согласно которой за отсутствием других доказательств «отцом» (или «матерью») произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре опуса.

    В теории все выглядит стройно и логично, но на практике автору бывает очень трудно защитить свои права, если, к примеру, неопубликованную рукопись украли и издали под чужим именем. Предотвратить подобный печальный исход можно несколькими способами. Российское авторское общество предоставляет такую услугу, как депонирование. Она заключается в сдаче на хранение депозитарию подлинника произведения для подтверждения авторства и даты создания работы. Можно также заверить экземплярчик у нотариуса. Самый же простой и дешевый вариант – просто отправить самому себе рукопись по почте и хранить это письмо не распечатанным аккурат до момента возникновения спора об авторстве.

    Иван Разин, юрист:
    – Чтобы гарантировать защиту прав начинающего автора, важно подтвердить авторство и дату создания произведения. Все эти действия не обязательны для возникновения и охраны авторского права, но позволяют упрочить позицию автора в предстоящем споре.

    Если эти шаги не были предприняты превентивно, при возникновении претендента на авторство придется обращаться в суд. «Происхождение», к примеру, литературного опуса устанавливается в судебном порядке на основе анализа черновиков, рецензий, писем, свидетельских показаний и литературоведческой экспертизы. Последняя помогает определить неповторимый авторский стиль, выражающийся в использовании определенных слов, особенностях построения предложений, компоновки текста. Подобной же процедуре могут быть подвергнуты музыкальный этюд или картина маслом. Поэтому не стоит уничтожать в пароксизме креатива неудачные наброски и эскизы – они еще способны сыграть в вашей творческой судьбе решающую роль.

    /Судебная коллекция/
    • В 1841 году случился первый громкий судебный процесс об авторском праве. Суд признал виновным в нарушении закона архивиста, опубликовавшего письма первого президента США Джорджа Вашингтона в своем журнале.
    • В 1853 году известная американская писательница Гарриет Бичер-Стоу обратилась в суд с иском против издателя, который самовольно перевел ее роман «Хижина дяди Тома» на немецкий язык и начал продавать книгу в США среди немецких иммигрантов. Суд оправдал издателя, постановив, что перевод – это не простое копирование.
    • В 1983 году Британская энциклопедия подала в суд на ряд органов школьного образования США, инкриминировав им то, что в своих учебных телепередачах, они активно используют информацию энциклопедии. Суд встал на сторону истца, посчитав, что педагоги нарушили закон об авторских правах.
    • В 1991 году объектом судебного спора стали телефонные книги. Одна компания-издатель подала в суд на другую, обвинив ее в том, что она напечатала аналогичную информацию. Суд постановил, что адреса и телефоны жителей того или иного города не могут защищаться копирайтом, потому что являются «собранием фактов», которые каждый вправе собрать и опубликовать.
    • 1993-й год ознаменовался первым процессом о нарушении прав копирайта в Интернете: Playboy засудил владельца сайта, который вывесил на нем отсканированные фотографии красоток из журнала.

    Не в дружбу, а в службу
    Служители ветреных муз, в целях обеспечения себе верного куска хлеба, зачастую идут в то или иное услуженье: это сценаристы, журналисты, фотографы, дизайнеры, аранжировщики и прочие представители творческих профессий, создающие произведения на заказ либо работающие по найму в различных организациях. Поступая таким образом, они обменивают свои права на гонорар или зарплату.

    Авторский договор заказа отписывает исключительные (то есть, коммерческие) права на произведение заказчику. Другими словами, вся прибыль от использования художественного продукта идет лицу, заказавшему его, а сам создатель довольствуется единовременным вознаграждением, размер которого устанавливается в момент заключения соглашения.

    Однако штатная творческая единица не полностью бесправна. По закону личные неимущественные права автора не отчуждаемы. Никто не может лишить человека права признаваться автором произведения, им созданного, как и права разрешать использовать свою работу под подлинным именем, псевдонимом либо анонимно. Лицо, выступающее в роли творца, также имеет право на защиту произведения (включая его название), от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Этот пункт защищает, к примеру, писателей от редакторского произвола, а музыкантов от волюнтаризма продюсеров. Кроме того, автор вправе сам принимать решение об обнародовании результата своего творчества, равно как и об отзыве произведения, которое ранее разрешил опубликовать. Правда, в последнем случае он обязан возместить пользователю причиненные таким решением убытки, включая упущенную выгоду.

    С произведением, созданным в порядке выполнения служебных обязанностей или задания, все понятно – автор теряет право распоряжаться им. Однако как быть, если днем на работе в рамках служебного поручения вы пишите роман, а в часы ночных бдений по собственной инициативе поэму? Как доказать, что работодатель не обладает правами на все, что выходит из-под вашего пера? В этом случае рекомендуется прописывать в трудовом договоре тематику, объем и даже жанр своих служебных «писаний». Тогда права на поэму останутся за вами.

    Собственно интеллектуально
    Изобретателям повезло меньше, чем авторам – итог их умственных усилий должен обрести официальное признание и регистрацию, а при отсутствии оных не охраняется законом. Кроме того, для патентования изобретения (практически во всех странах мира требования к объектам патентования унифицированы) необходимо соответствие новшества строгим критериям.

    Елена Ермакова:
    – Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
    Патент на изобретение выдается после того, как специалисты Роспатента проведут экспертизу по соблюдению формальных требований, а также информационный поиск, направленный на то, чтобы выявить аналоги.
    Если таковые обнаружатся, патента изобретателю не достанется. Но если будет доказана новизна и промышленная применимость придумки – патентообладателем может быть как юридическое, так и физическое лицо. Так что новоявленные кулибины вправе сколько угодно регистрировать свои перпетуум мобиле, главное, чтобы они приносили пользу потребителям (обществу).

    Патентованию также подлежат промышленные образцы и полезные модели. Первые являются художественно-конструкторским решением изделия, определяющим его внешний вид. Сюда относится все, что связано с промышленным дизайном: разработки новых форм мебели, ламп, упаковки, этикетки и т.д. Вторые представляют собой конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, то есть касаются не наружного облика модели, но ее устройства. И промышленным образцам, и полезным моделям правовая охрана предоставляется, если, опять же, доказаны их новизна и промышленная применимость. То есть можно собрать себе дома мебель из использованных продуктовых упаковок, но запатентовать эту инновацию вряд ли удастся.

    В отличие от служебных художеств, исключительные права на которые безраздельно принадлежат заказчику, «заказное» создание промышленных новинок имеет законодательную лазейку.

    Иван Разин:

    – Автор способен запатентовать на свое имя изобретение и промышленный образец, созданные по служебному заданию, в случае, если на письменное предложение зарегистрировать объект промышленной собственности работодатель не ответит в течение четырех месяцев, или не издаст приказ о сохранении этого объекта в тайне.

    Прочую интеллектуальную собственность, к примеру, торговую марку (она же – товарный знак) имеет смысл регистрировать, если вы ведете коммерческую деятельность. Допустим, вы сделали изобретение, запатентовали его и теперь решили продавать и получать прибыль с продаж. В этом случае товарный знак просто необходим: он поможет индивидуализировать продукт и защитить его от подделок.

    Конечно, приятно быть обладателем собственности, в том числе и интеллектуальной. Однако прежде чем получить права на результат мыслительной деятельности, надо хорошо потрудиться над тем, чтобы облечь его в объективную форму – роман, скульптуру, станок… Саму идею (также как и метод, процесс, концепцию, способ) защитить нельзя, а вот произведение, ее выражающее – вполне. Поэтому необходимо умение не только думать, но и воплощать задуманное.

    Анна Малоземова (журнал «Молодой карьерист»), эксперты: Елена Ермакова, патентный поверенный, генеральный директор агентства по защите интеллектуальной собственности «Ермакова, Столярова и партнеры», Иван Разин, юрист.

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.