Рейтинг@Mail.ru

    Правду говорить легко и приятно, или Сессия у карьерного консультанта

    Добавил Толстикова Ирина 12 января 2012 года в 18:11 в рубрику Трудотерапия
    Правду говорить легко и приятно, или Сессия у карьерного консультанта

     «У меня как будто бы прибавилось сил, энергии! Хочется что-то сделать прямо сейчас», – говорила Лена, когда мы с ней шли к метро после беседы с карьерным консультантом.– Впрочем, погода такая хорошая…наверное, гулять пойду!».

    Времени на прогулки у Лены, в принципе, предостаточно, поскольку ей никак не удается успешно пройти собеседование и найти работу по душе вот уже более полугода. Что может сделать подруга-журналист в этом случае? Я предложила вместе сходить к карьерному консультанту. Польза будет двойная: Лена, вероятно, получит помощь, а я приоткрою для читателей «кухню» карьерного консультирования.

    Мы расположились на диванах в небольшой переговорной. «Поскольку наша компания занимается консалтингом, мы стараемся создать домашнюю обстановку. Иначе никак не получается работать, – рассказывает наш карьерный консультант Анна.– Как правило, люди приходят вечером, уставшие после работы, им хочется покоя. Последняя клиентка вообще тут лежала. Человек расслабляется и рассказывает вещи, которые в обычной обстановке поведать невозможно. В этом отличие от ситуации собеседования, когда необходимо держать себя».

    Я заметила, что и сама Анна, спокойная улыбчивая женщина средних лет, была одета в мягкие пастельные тона, и действовала как социальный «ново-пассит». Дождавшись кофе, мы приступили к делу. Диктофон включен...

    Политолог, музыкант, художник…

    Елена: Наверное, моя основная проблема в том, что я все всегда говорю так, как есть. В том числе и работодателям. А им это не нравится.

    Консультант: Знаете булгаковское «правду говорить легко и приятно»? Просто нужно эту правду делать …

    Елена: Ну да, возможно, я не так ее преподношу…

    К: Давайте я вам помогу. Сориентируйте меня сначала по вашему возрасту...

    Е: Мне 26.

    К: Расскажите о себе, чем вы сейчас занимаетесь?

    Е: На данный момент постоянной работы у меня нет. Я перебиваюсь какими-то подработками, но они не очень частые. И мне бы хотелось что-то изменить. Но в целом я не согласна с тем, что работа – любая работа – должна занимать большую часть времени. Я готова тратить много времени на работу и карьерный рост только в том случае, если мне будет нравиться то, что я делаю, но за 26 лет мне не удалось найти такой работы. А заставить себя вкалывать только ради денег я не могу.

    К: Учитесь сейчас?

    Е: Пишу диплом. Планирую получить второе высшее, так как первое не соответствует той специальности, по которой я хотела бы работать. Я хотела бы заниматься дизайном, но где взять деньги на второе высшее – это вопрос пока не решенный. И есть ли тут вообще решение…

    К: Расскажите о первом образовании.

    Е: Политолог…оканчиваю МГСУ. Но политология мне категорически не нравится.

    К: Лена, учась в школе, вы кем хотели быть?

    Е: Я никогда точно этого не знала. В детстве мне хотелось иметь творческую занятость, но родители меня все время пинали: «Даже не думай, на этом не заработаешь, поступай как все». Но, видимо, как все у меня не получается. Нужно было еще тогда думать об этом, пойти в художественный колледж … Я ведь в детстве рисовала, писала стихи, пела, окончила музыкальную школу по классу фортепиано.

    К: Мечты ведь были какие-то, кем себя видели?

    Е: - Ну либо каким-то исполнителем, либо каким-то художником.

    К: Каким-то – это «каким»?

    Е: Например, певицей. Но я не пошла дальше по той причине, что мне не нужно было, наверное, выбирать класс фортепиано. Меня туда отдавали родители в младшем возрасте из-за проблем с кистями рук. С пальцами. Они были недоразвиты, было нарушено кровообращение, и чтобы как-то их разрабатывать, меня отдали на инструмент.

    К: Нравилось заниматься?

    Е: Петь нравилось. Музыкальная литература была интересна. Сольфеджио тоже. Но сам предмет… Мне еще преподаватель попалась, которая постоянно била меня линейкой по пальцам и спине.

    К: Как романтично, слушайте…

    Е: И когда я сильно вывихнула руку и не смогла месяц ходить на занятия, у меня был праздник. Я очень не любила этот предмет. Не сложились отношения. Постоянно было чувство страха –  и перед преподавателем, и перед сценой.

    К: Это странно. Если хотелось выступать, хотелось петь…Чего боялись?

    Е: Мне всегда казалось, что если это станет моей работой – мои песни, моя музыка, моя группа, то для меня это будет комфортно. Будут вокруг люди, которые пришли послушать меня. А в музыкальной школе, что скажут, то и исполняешь.

    К: Там не всегда так. У меня, например, 12 лет музыкального образования, и я могу сказать, что когда я обучалась, то у нас была возможность выступать со своими песнями и музыкой. Маленькие детки выходили, нажимали на три клавиши, но у всех были овации. Помню, у нас был мальчик, который сочинил песенку про паровозик. Его ждали бурные аплодисменты всего зала, потому что Олежка… был без слуха. То есть на самом деле людей без слуха не бывает – бывают люди с развитым слухом, а у кого-то его надо развивать. И вот он сочинил! После этого концерта парень пошел в гору. И, насколько я знаю, он в итоге окончил консерваторию. Но вот, видимо, у вас были другие правила… А художником себя каким видели?

    Е: Не классиком точно. Сейчас я склоняюсь к тому, что мне интереснее всего было бы иллюстрировать книги.

    К: Все ясно. Вроде бы как картинка-то в наличии – вы хотите быть дизайнером. Но хотеть и быть ­– это разные вещи. Чувствуется, что есть также внутреннее несогласие с тем, что предлагает мир.                                        

    Е: Вы неправильно сформулировали, как мне кажется. Дело в отсутствии возможности, поскольку 140 000 рублей на второе высшее дизайнерское образование в год в течение шести лет… Это у меня должен быть муж Рокфеллер. Я столько не заработаю.

    К: Хорошо, Лена, мы пока эти 140 тысяч откладываем. Что вами было сделано для того, чтобы стать дизайнером?

    Е: Я занимаюсь самообразованием, у меня до фига книг по искусству, я не только читаю, я и на практике занимаюсь. Я хожу на рисование с натуры в школу Сергея Андрияки. У меня очень много контактов художников, которые мне помогают, указывают недочеты. Окончила курсы полиграфического дизайна. Работала дизайнером-верстальщиком в некоторых организациях на полставки или иногда бесплатно…

    К: Портфолио создаете?

    Е: Ну, вот с этим тоже проблемы, потому что фирмы, в которых я работала, были очень экономными. Поэтому материалы, предоставленные ими, не полицветные. Там два-три основных цвета. Поэтому я полагаю, что мне нужно с нуля создавать нормальное портфолио, чтобы показать все мои возможности.

    В обход цели

    К: Хорошо, сколько денег хочется получать в месяц?

    Е: На самом деле меня бы устроило 20 тысяч. Но если бы это была работа, которая мне интересна. Поскольку я буду учиться на второе высшее, то там больше требовать и не получится. Ведь студенту все-таки придется отпрашиваться и уходить по вечерам.

    К: У вас не такие большие запросы, чтобы не найти интересную работу. Но нужно четко себе расставить приоритеты: что я делаю сейчас, что – дальше, и что я делаю третьим шагом. Хотим прийти к полиграфическому дизайну или к какому-то другому дизайну. Цель какая?

    Е: Иллюстрация.

    К: То есть «я хочу быть иллюстратором книг».

    Е: Да, но я согласна прийти к этому через полиграфический дизайн. Да я и веб-дизайном заниматься согласна…

    К: Согласна – это другая история. Будет ли комфортно – вот вопрос…

    Е: Я готова года четыре потерпеть на какой-то работе ради второго высшего образования. Даже на административной, но не секретарской…

    К: Нет, Леночка, не то. Смотрите, вы все время обходите цель.

    Е: Но я же не могу напрямую прийти в фирму и сказать, что я хочу быть иллюстратором. Мне помашут ручкой, это понятно.

    К: Да, но на полиграфический дизайн спрос сейчас огромен.

    Е: Но вот меня не берут. Был момент, когда зарплату предлагали то ли 12, то ли 15 тысяч, вообще копейки. Был удобный график. Вакансия открылась в библиотеке. Когда я туда шла, у меня и мысли не было, что меня не возьмут. На собеседовании мне показали работы дизайнера, который работал там раньше – объективно его уровень был ниже моего. И я была готова уже хоть завтра выходить на работу, все рассказала и показала… А рекрутер говорит: «Знаете, вы недостаточно творческий человек для нас. Нам нужен человек со свободными взглядами ». И я выпала в осадок: такое впечатление, что она по мне может сказать, какие у меня взгляды.

    А: Может быть, не понравились. Такое тоже бывает.

    Е: Я считаю, это отмазка. Потом я пробовала устроиться на работу в Шолоховский институт, поскольку у них есть такая программа – 50% скидка на получение второго высшего, если ты у них работаешь год. Я пришла на собеседование, объяснила, что буду с ними работать пять лет, познакомилась со всеми… Правда, меня спросили, хочу ли я работать по той специальности, которую получу у них. Я естественно сказала, что хочу, это же моя основная цель. Они после этого уточнили: «То есть вы рассматриваете работу здесь как временную?». Ну, что мне оставалось сказать?! Я же готова была работать целых пять лет!

    К: Вот это их могло и не устроить.

    Е: Но пять лет! Куда дольше работать в институте!

    К: Дело не в этом. Дело в том, что, когда вы проходите собеседование, важно давать те ответы на вопросы, которые от вас хотят услышать.

    Е: А если это неправда?

    К: Правду говорить легко и приятно, какая бы она ни была, но нужно подать ее красиво.

    Е: И как я должна была ответить на этот вопрос? «Я хочу заниматься делопроизводством в институте всю жизнь»? Это смешно, по-моему…

    К: Всю жизнь, конечно, не надо было говорить. Знаете, как правило, рекрутеры задают подобные вопросы: «Кем вы себя видите через пятьлет?» или «Собираетесь ли вы работать в нашей компании достаточно долгое время?». Следует отвечать: «Да, собираюсь, почему нет?». Никому не известно, что это значит – долгое время. Сейчас вообще на рынке труда бытует мнение, что работать на одном месте более 5-10 лет нельзя. Картинка к теме. Приходил ко мне мужчина, занимающий достаточно высокую позицию в западной компании. У него был хороший карьерный рост. В компании он работает больше 13 лет. И когда он поднял со своими эйчарами тему поиска новой работы, где бы он мог расти дальше, ему сказали, что, поскольку он засиделся в одной компании так долго, его никуда поэтому не возьмут… Если вы не знаете, как ответить на вопрос, всегда задавайте уточняющий. Люди, которые проводят с вами собеседование, будут вам благодарны. Потому что никто из нас не обладает третьим глазом. Поэтому любой уточняющий вопрос в вашем случае будет правильным.                                                                                                                   

    Кленовый лист, цветок и лисичка                                                

    К: По предварительной беседе с вами, создается ощущение некоторой внутренней агрессии…

    Е: Я, скорее, зажата и не уверена в себе. Повышенных претензий к внешнему миру у меня нет. К себе – есть.

    К: Давайте поразмышляем. Что происходит, когда вы видите стаю собак и начинаете ее бояться? На вас начинают нападать. Когда человек боится, у него выделяется адреналин. Это происходит буквально на уровне запахов, как у животных, так и у людей. Люди чувствуют ваш страх и начинают вас уничтожать. С другой стороны, вы себя позиционируете как человек достаточно развитый, образованный. Должна быть уверенность в себе.

    Е: Ну, вот ее нет…

    К: Чего боитесь?

    Е: Вероятно, нужно копаться в прошлом. Я всегда была замкнутым тихим забитым ребенком. В девятом классе осознала, что жизнь ужасна. Начала быстренько все переделывать…

    К: Лена, честно говорю, что если продолжать эту тему, то придется уйти в психотерапию. На нашем этапе я не хотела бы этого делать.

    Е: Я тоже не хотела бы…

    К: Уверенность в себе можно наработать, равно как развить навыки самопрезентации таким образом, чтобы продавать свои умения достаточно эффективно. Завернуть себя в тот самый красивый творческий фантик, а потом, когда сядете на свое рабочее место, уже сможете быть и букой. У меня есть друзья-дизайнеры, у них своя компания. Работают вдвоем – муж и жена. Муж – махровый интроверт. Он делает великолепные работы, но его нельзя трогать. На любое «Вадик!» он начинает буквально рычать. Его супруга – наоборот экстраверт, открыта миру. И за счет этого слияния получается, что один находит клиентов, а другой делает работы… В общем, Лена, нужно поработать над самопрезентацией. И сделать красивое портфолио. Два этих шага – и вы на коне.

    Е: А подскажите по поводу самопрезентации – как лучше разговаривать? Ведь если постоянно улыбаться, это тоже подозрительно.

    К: «Здравствуйте, я робот…». Да, у большинства людей это вызывает подозрение. Лучше представьте, что перед вами сидит друг...

    Е: Ну нет, так делать нельзя! Я точно провалюсь. Я с друзьями общаюсь, как пятнадцатилетний подросток.

    К: Когда вас подружка спрашивает «что ты делаешь, чему научилась?», как вы отвечаете?

    Е: У меня особый лексикон. Я, когда говорю со взрослыми, понижаю голос. Моя одежда, в общем, тоже более ненормальная, чем у других людей.  Друзья объясняют мне, что я произвожу впечатление подростка, кажусь абсолютно безответственной.

    К: Ну, даже если так. Есть эта информация. Следует почесать голову и сказать себе «наверное, со стороны виднее». 

    Е: В общем, мы возвращаемся к тому, что общаться с рекрутером, как с другом, я не могу.

    К: Лена, надо научиться это делать. Очень спокойно и расслабленно рассказывать. А что случится, если вас не возьмут на работу? Мир рухнет?

    Е: Я уже устала от отказов. Впрочем, меня финансово поддерживают родители, но и им это очень сильно надоело…

    К: Вы взрослый человек. Видение родителей – это видение родителей. У вас сейчас, как у подростка, идет сопротивление: «мам, отстань, я сама!».

    Е: Ну я бы, на самом деле, была рада, если бы мне помогли…

    К: Вы просто поймите, что ни в коем случае не надо в открытую сопротивляться: «вот родители на меня давят – иди работать!». Вы отвечайте: «Хорошо, я сейчас все делаю для этого, но работу я буду искать ту, на которой мне будет действительно комфортно».

    Вот мы с вами нашли две болевые точки – портфолио и самопрезентация. Нужно научиться говорить красиво о себе, верно отвечать на вопросы. Если вы посмотрите, в описании вакансии всегда есть требования, которым должен соответствовать кандидат. Собственно, это и есть то основное, что нужно говорить. Это как запросные слова в поисковике, которые срабатывают. У любого специалиста по подбору персонала в голове есть эти запросные слова. Рекрутер и ищет сотрудника по словам, указанным в этой заявке. Если там написано «опыт более 5 лет», то он и будет искать специалиста с подобным опытом. Сказали запросные слова – прошли на второй тур.

    Е: Вы говорите, что видите во мне скрытую агрессию. Хотя я, в общем-то, ее особо не вижу. Кроме зажатости и неуверенности.

    К: Отсюда и берется скрытая агрессия.

    Е: Возможно, я и зажимаюсь, потому что боюсь, что меня опять не так поймут.

    К: То есть вы сразу выставляете защиту. А вы не выставляйте. Никто вас не обидит. Даже если кто-нибудь и скажет плохое слово, разве мир рухнет?

    Е: Нет…

    К: Самопрезентация – это же, по сути, игра. Сейчас основная задача – нарисовать свой образ. Сейчас вы такая. А через три часа вы будете другой. Как мне сын говорит, «мам, корону подвинь». Примеряйте на себя разные образы, когда страшно. Есть такая технология – техника переименования. Скажите себе: «сейчас я буду не Леной, а нежным бутоном».

    Е: Ха, трогательно!                                                                                                                                                    

    К: А через какое-то время вы будете белым пушистым зайчиком, который сидит на фонаре и показывает всем язык.

    Е: Да, было бы неплохо.

    К: Вот вы приходите на собеседование – переименуйте себя. Это пусть Лена стоит где-то и боится. А вот эта королевишна – она не боится. Как правило, эта техника очень помогает. Мужчины зачастую переименовываются в медведей. Хотя один клиент переименовался в осенний кленовый листочек, лежащий на батарее. Я спросила: «а вдруг мы сейчас возьмем и усохнем?». Он ответил: «Нет, просто сейчас хочется тепла». А потом он назвался мальчиком-ромашкой. Ну, ромашкой и ромашкой… Но здесь есть одна опасность – заиграться, не отработав прошлого. Это как спасательный круг. Вот в качестве спасательного круга используйте это. Но грань должна быть обязательно. Полезна была встреча?

    Е: Да, особенно последний момент. У меня, правда, вот еще какой вопрос. Дело в том, что у меня «рваная» трудовая книжка. Периоды работы на одном месте довольно короткие. Может быть, мне вообще её не показывать работодателям? Может, говорить, что она утеряна? Или попытаться объяснить…  

    К: Лена, не надо пытаться, надо объяснять! Это на тренинге собеседования прорабатывается. Вы рассказываете, что в одной компании вы работали по договору, причину увольнения также нужно называть. Не оправдываться, а говорить: «проект был закрыт» или «как фрилансер, я выполнила свою работу», что в вашем случае наиболее выгодно. Если есть возможность предоставить рекомендации – воспользуйтесь ей. Не бойтесь. Чего боитесь, то с вами и случится. Постарайтесь бояться хорошего. «Ой, я так боюсь, что завтра получу приглашение на работу с заработной платой в 55 тысяч! Это так страшно, эта работа мне так будет нравиться». Сделайте перевертыш у себя в голове. Бойтесь хорошего, и тогда оно придет в вашу жизнь!

    Беседу записала Ирина Толстикова

    Комментарии: Добавить комментарий

    • И сколько стоит удовольствие так потрепаться? Небось тысячи две, да? Да пошло оно всё...

    • Ой, я тоже стремаюсь, что меня возьмут на работу с зарплатой в 55 тысяч, и к тому же я - банный лист на попе. Я - идеальный кандидат?:) Бу-га-га

    • Ой, я бы женился на этой Лене. И 140 тысяч ей дал бы. Такая милая мамзель!

    • Профиль автора удален. Комментарий оставлен 13 января 2012 года в 14:49
    • Главная ложь, на которой эта HR заработала свои пару тысяч - это что дизайнеры всюду требуются, особенно в книжном деле. На самом деле все наоборот - дизайнеров гораздо больше чем книг, и работу эту можно получить только по большому блату.
      Ну а все повидло, намазанное этой девочке - приличная, кстати, девочка, действительно творческая натура.. ей бы в инженеры.. цены ей бы не было!
      А повидло оказалось намазано на .. на пустоту. А желательно мазать на кусок хлеба.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.