Рейтинг@Mail.ru

    Притча о банкирах с Уолл-Стрит, или Как американская действительность вписывается в русские стереотипы

    Добавил Стефанов Марат Антонович 10 февраля 2012 года в 13:32 в рубрику Злоба дня
    Притча о банкирах с Уолл-Стрит, или Как американская действительность вписывается в русские стереотипы

    Мировой кризис 2008 года. Казалось бы, эту тему «замылили» в СМИ, распотрошили в блогах, а большие боссы принялись пугать нерадивых сотрудников финансовым чучелом. И вот в России на DVD (впервые на русском) выходит документальный фильм «Инсайдеры» американца Чарльза Фергюсона, получивший «Оскар»-2010 и просто поразивший членов Американской киноакадемии… Это подробное, довольно увлекательное, вполне объективное журналистское расследование – но интересно не столько само кино, сколько феномен его восприятия российским зрителем. Здесь-то и начинается самое любопытное…

    ЧАСТЬ 1

    Пищеварение Уолл-Стрит

    Сначала немного фактов. 15 сентября 2008 года Lehman Brothers, один из крупнейших инвестиционных банков Америки (да, и всего мира), объявил о банкротстве (небывалый за всю историю существования банковского дела убыток – $3,2 млрд!); другой банк, Merrill Lynch, был вынужден продать свои активы. Плюс крах крупнейшей в мире страховой компании AIG. За ночь мировые финансовые рынки охватила паника, акции рухнули. Приключился глобальный финансовый кризис, который стоил миру десятки триллионов долларов, оставил без работы 30 миллионов человек и удвоил госдолг США.

    Однако эти события не были случайностью, что и доказано в фильме. Кризис вызвала вышедшая из-под контроля отрасль экономики. Оказывается, банкиры Уолл-Стрит, начиная с 90-х годов, стремительно обогащались, придумав вкуснейшую «пищевую» цепочку, позволявшую выкачивать миллионы из национальной экономики. И, конечно, банкиры прогнули под себя власть.

    Правила игры диктовали (да-да, виновников в студию!): пять инвестиционных банков (Goldman Sachs, Morgan Stanley, Lehman Brothers, Merril Lynch, Bear Stearns), два конгломерата (Citigroup, JP Morgan), три страховых компании (AIG, MBIA, AMBAC), три рейтинговых агентства (Moody's, Standart&Poor's, Fitch). А сама «планета обогащения» вращалась вокруг ипотечного кредитования.

    Если упрощенно: человек брал немалый кредит на покупку жилья в банке. Банки объединяли тысячи различных кредитов, формируя деривативы или так называемые ОДО (обеспеченные долговые обязательства). Потом продавали их дальше по цепочке – инвесторам со всего мира. А чтобы эти ценные бумаги раскупались хорошо, известные рейтинговые агентства (банки им за это платили) присваивали бумагам высокий инвестиционный рейтинг (ААА, наивысшая оценка надежности). Теперь эти «обязательства» охотно покупали даже пенсионные фонды, рассчитывая получить деньги впоследствии (заемщик ведь будет выплачивать проценты по ипотеке, и это ведь так надежно)…

    В общем, кредиты становились все более рискованными. Кредиторов больше не беспокоила кредитоспособность заемщика: сами банки не волновались (чем больше ОДО продано, тем больше прибыль), рейтинговые агентства не напрягались (не несли ответственность за неверную оценку рейтинга бумаг, это ведь только «мнение») и т.д. Возросли объемы хищнического кредитования. Много кредитов было выдано людям, не способным их выплатить: будь ты хоть бомж – бери на здоровье. Начался настоящий жилищный бум, для которого не было оснований. На рынке недвижимости образовался огромный «мыльный пузырь». В общем, это была бомба замедленного действия. А «насос» продолжал выкачивать… Это схематичный набросок, конечно. Но совсем уж в подробности вдаваться не будем – кому интересно, может посмотреть фильм.

    Наш зритель, как водится, поневоле сравнивает все с российской действительностью. Вероятный результат по ходу просмотра – язвительные комментарии и циничные замечания, в полном соответствии с привычными мрачными стереотипами. Ну и ряд вопросов – тоже, впрочем, характерных… Вот за этим и попробуем проследить.

    Заметьте, даже непросвещенному российскому зрителю (не экономисту) хоть немного, но приятно разобраться, каким способом «финансовый насос» выкачивает деньги из экономики. Сразу же можно поймать себя на мыслях:1) ага, меня теперь не проведут с этими ипотеками – знаю, где упаду, успею соломку подстелить; и 2) а вдруг чужой нехороший опыт и пригодится, кушать-то всегда хочется…

    Сотни миллиардов долларов в год прокачивались через пищевую цепочку. Соответственно, за время существования «мыльного пузыря», трейдеры и руководители стали очень богатыми людьми… Банк Lehman Brothers был основным гарантом опасного кредитования, и глава банка Ричард Фулд получил $485 млн, дом за 14 миллионов долларов во Флориде, летний дом в Сан-Валли (Айдахо), коллекцию живописи, куда входят полотна стоимостью в несколько миллионов долларов…

    Чарльз Моррис, автор книги «Катастрофа на два триллиона долларов»:

    – Один мой друг торговал облигациями в Merrill Lynch в 70-х. На одну зарплату трейдера он не мог кормить семью, троих детей и по ночам подрабатывал проводником в поезде. К 1986-му он зарабатывал миллионы долларов и считал, что это потому, что он очень умен…

    Пляска вокруг Золотого Тельца

    Однако «человеческий фактор» во всем этом финансовом механизме мы легко можем понять. 

    Ли Сянь Лун, премьер-министр Сингапура:

    – Когда видишь, что можешь извлечь выгоду из ничего, трудно устоять.

    Фрэнк Партной, профессор права и финансов университета Калифорнии, автор бестселлера «Фиаско»:

    – Ты получаешь лишних два миллиона долларов в год, или даже 10 миллионов, рискуя судьбой своего финансового учреждения. Платить придется кому-то другому, не тебе. Вы бы рискнули? Большинство работников Уолл-Стрит сказали: «Конечно, я рискну!».

    Джонатан Олперт, терапевт (среди его клиентов много руководителей Уолл-Стрит):

    – Эти люди любят риск, они импульсивны. Это часть их личности, которая проявляется и вне работы. Для них вполне нормально посещать стрип-бары – я часто сталкиваюсь с клиентами проституток, с употреблением наркотиков. Даже удивительно, как эти люди могут накануне накачаться кокаином, а утром спокойно выйти на работу!

    Роберт Гнайзда, бывший директор института Greenlining (влиятельной группы, защищающей права потребителей):

    – Им всегда было мало. Им мало было одного дома, им нужно было пять домов и в придачу дорогой пентхаус на Парк-авеню. Им нужен был частный самолет…

    Ясное дело – раз начал, уже не остановишься, процесс затягивает. И вот, наконец, Всемогущие Банкиры достаточно сильны, богаты, могущественны. Теперь они прогибают под себя администрацию, Белый Дом – запускают свои щупальца в аппарат власти и фиксируют его в нужном положении, чтобы нагибать было удобнее. И никакой конспирологией (то бишь страшным заговором с целью править миром) здесь не пахнет,  оставим романтичные теории. Это банальный современный танец вокруг Золотого Тельца. И умница Джордж Сорос, американский финансист-миллиардер, инвестор и филантроп, недаром цитирует известную фразу Чака Принса из CitiBank: «Мы должны танцевать, пока играет музыка». Правда, тот же Сорос уверен: когда Принс это сказал, музыка давно уже стихла. И началась рецессия…


    ЧАСТЬ 2

    Сердечный приступ

    Кристин Лагард, глава Международного валютного фонда (МВФ):

    – Это был саммит Большой Семерки в феврале 2008-го. Я обсуждала эту проблему с Полсоном (Генри Полсон, министр финансов при Буше, до этого руководил Goldman Sachs, был назначен бороться с кризисом, несмотря на то, что являлся одним из главных его виновников – прим. автора). Помню, как я сказала: «Мы видим, как приближается цунами, а вы предлагаете решить, какой купальный костюм надевать».

    И вот цунами накрыло Америку. Ни Lehman Brothers, ни федеральное правительство не разработали плана на случай банкротства. Банк объявил о рекордных убытках в $3,2 млрд, и его акции рухнули. И вся система стала рушиться, как карточный домик.

    Нуриэль Рубини, профессор бизнес-школы Нью-Йоркского университета, один из самых авторитетных экспертов в мире по вопросам глобальных финансов:

    – Было жутко. Все замерло. Это было похоже на сердечный приступ мировой финансовой системы.

    Вот это мы как раз можем прочувствовать: в России апокалипсические настроения буквально витают в воздухе. Не иметь уверенности в завтрашнем дне – это нам до боли знакомо; особенно, если тебя каждый день уверяют, что ты живешь в самой благополучной стране, что ВВП растет, как на дрожжах, а рубль надежен, как никогда... В «Инсайдерах» вообще очаровательно показаны моменты, когда накануне финансового апокалипсиса Те Самые Люди уверяют, что все будет «ОК».

    Всадники Апокалипсиса по-прежнему на коне

    Конечно, виновники не получают по заслугам. К середине 2010 года ни один финансовый руководитель не был привлечен к финансовой ответственности или арестован. За время формирования «пирамиды», Комиссия по ценным бумагам и биржам не провела ни одного серьезного расследования деятельности инвестбанков. Зато из Комиссии уволили аж 146 человек…

    Линн И. Тернер, бывший главный бухгалтер Комиссии по ценным бумагам и биржам США:

    – Я считаю, что агентство систематически потрошили… Департамент управления рисками был сокращен до одного человека: уходя, этот джентльмен может смело гасить за собой свет…

    Элиот Спитцер, бывший губернатор и генеральный прокурор штата Нью-Йорк:

    – Регулирующие органы не выполнили свою задачу. У них была возможность расследовать те дела, которые я завел на посту прокурора. Они не хотели…

    Нуриэль Рубини, профессор бизнес-школы Нью-Йоркского университета, эксперт по глобальным финансам:

    – Почему не ведется более систематического расследования? Потому что тогда бы нашли виновных…

    Не самое справедливое правосудие? Тоже не новость. У нас даже забавная сказка есть о Шемякином суде, чтобы читать и с детства ума разума набираться. И даже подробности «ненаказания» банкиров не заставляют нас вздрагивать за компьютером…

    Президент Merrill Lynch Стен О'Нил только в 2006 и 2007 годах получил $90 млн. Полностью развалив компанию, он, с согласия совета директоров, подал в отставку, получив $161 млн компенсации. В 2009 при рекордном за 17 лет в стране уровне безработицы сотрудники Morgan Stanley получили больше 14 млрд долларов, сотрудникам Goldman Sachs выплатили больше 16 млрд. В 2010 бонусы были еще выше…

    Американцев такие факты удивляют и даже шокируют. Нас – заставляет цинично улыбнуться (мол, знаем, проходили).  

    Как справедливо заметил Доминик Стросс-Кан, экс-глава МВФ: «В конечном счете, самый бедный платит больше всех». Но для русского человека и это тоже не открытие Америки, простите за каламбур. Далеко ходить опять-таки не надо – крепостное право у нас было, к примеру: чем больше наживались помещики, тем активнее пахали (во всех смыслах) бедные голодные крестьяне. Мы Карамзина читали, Некрасова помним (или уже не помним?). Но в любом случае понимаем, кому на Руси жить хорошо. И кто за это «хорошо» платит.

    В свете этих размышлений даже интересно, какой финансовый триллер должен снять российский Фергюсон, чтобы шокировать членов Российской киноакадемии? Хотя нет, это, пожалуй, страшно даже представить…

    Пинание консервной банки

    Смотришь «Инсайдеров» и думаешь: какие знакомые коллизии! Не оставляет ощущение, что то, что для американцев – невыносимое зло, для россиян – будничное явление. Хуже того: как-то ненавязчиво приходит в голову мысль: а что если бы мировой кризис обрушили на планету русские олигархи? А что, если бы это стало поводом для национальной гордости? Вроде такого: злодейство, конечно, но каков масштаб, весь мир трепещет!

    Вообще нам как-то все привычно. И катастрофичность бытия, и некрасивое поведение сильных мира сего, и порочность самой системы… Но мы ведь живем как-то, и даже находим светлые стороны у нашей не очень светлой действительности. Вот этого, наверное, американцам и не понять. Хотя кино у них вышло хорошее. Городские пейзажи, к римеру, чудо как хороши… А кризисы, рецессии, сотрясения мировой экономики…

    Кстати, в ноябре эксперт Нуриэль Рубини (комментатор «Инсайдеров») приезжал в Москву с публичной лекцией, на которой, красноречиво жестикулируя, говорил: «Ни одна из стран не находится на необитаемом острове. Мы в одной лодке, и либо будем вместе плыть, либо вместе потонем. А единства взглядов до сих пор нет. Мы не решаем Проблему, а только отодвигаем ее – как будто пинаем консервную банку, а впереди – кирпичная стена…».

    Он-то прав, конечно. Но вот это пинание консервной банки – процесс нам тоже мучительно знакомый. Отличная такая русская метафора. А стена – ну что ж, стена, авось как-нибудь пропинаем мимо, прорвемся, пролезем сквозь игольное ушко – где наша не пропадала… Короче, все будет хорошо! Вот даже не сомневайтесь.

    Юлия Ульянова

    Комментарии: Добавить комментарий

    • Автор сочувствует угнетенным. Приятно об этом читать. А вот в то, что все будет хорошо, не верится...

      • Я подозреваю, что это авторская ирония - очень уж напрашивается такой вывод. Хотя бог знает, вдруг все изменится к лучшему? пессимизм уже как-то угнетает. устаешь от него...

    • Прямо закипает праведный гнев нищеброда после такого. Пентхаусов им, блин, мало. Десантура с золотыми парашютами

    • Конечно, всё будет хорошо, либо всё будет плохо, есть еще самый ожидаемый вариант, всё будет как всегда.))

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.