Рейтинг@Mail.ru

    Умные толпы, или Как заставить народ работать на себя

    Добавил Толстикова Ирина 27 августа 2012 года в 19:32 в рубрики Вокруг да около работы, Злоба дня
    Умные толпы, или Как заставить народ работать на себя

    Представьте себе такую картину – вы платите только секретарю, уборщице, курьерам и топ-менеджеру (в зависимости от масштабов вашего бизнеса), а самые яркие, неординарные и при этом работающие идеи совершенно бесплатно, за спасибо, поставляются энтузиастами чуть ли не со всего мира. Заманчиво? А ведь такое явление уже существует и называется «краудсорсинг». Трудно ли замотивировать людей увлеченно работать над вашими задачами? Непросто, но некоторые компании, в том числе отечественные, справляются с этим.

     Умные панки против хоум-видео


    Это довольно-таки коряво звучащее по-русски слово – «краудсорсинг» – адекватно перевести, пожалуй, невозможно – получится что-то вроде «толпоизвлечение» (crowd – толпа, source – черпать, получать). Термин набрал популярность благодаря Джеффу Хау, автору американского журнала Wired, посвященному компьютерным технологиям и их влиянию на окружающую действительность. Вдохновение пришло к господину Хау не сразу. Первый «подход» муза сделала тогда, когда он целое лето 2006 года провел с молодыми панками, поддерживающими связь друг с другом и со своими фанатами через социальную сеть myspace.com. Журналист заметил, что творческая молодежь, посвятившая себя «отрыву» и музыке, обращается с новыми технологиями так же просто, как он – с простым карандашом. Панки не боялись не только грязи, но и весьма сложных программ, позволяющих им самостоятельно снимать клипы, записывать аудиодорожки, делать себе афиши, и при этом конечный продукт отнюдь не выглядел кустарным. Именно тогда Хау окончательно убедился в том, что в XXI веке толпа значительно поумнела, и, по крайней мере, в сфере коммуникаций и медиа остается все меньше совсем уж неподкованных.

    Человек «из толпы» в наше время владеет слепым методом набора, всеми офисными программами, несколькими графическими, может монтировать, довольно-таки неплохо владеет словом, натренировавшись в блогах и мессенджерах, часто хобби такого «обывателя» – фотография, причем нередко уровень таков, что профессионалы могут нервно курить в сторонке. Средства производства, которые ранее были достоянием великих капиталов и организаций, были переданы массам. Это стало фундаментальным наблюдением, которое явилось основанием краудсорсинга.

    Кроме того, термин «краудсорсинг» возник как реакция на другой популярный термин – user-generated content или, если по-нашему – «пользовательский контент», который лежит в основе идеологии нового Интернета, веб 2.0. В своих лекциях и материалах Хау признается, что пользовательский контент как таковой чаще всего не представляет собой ничего особенно ценного. По его мнению, это, как правило, домашние видео, фотографии детей, животных и прочий креатив весьма низкого уровня. А в основе таких прорывов, как, например, созданная «массами» Википедия, лежит другой принцип.

    Будучи любителем эффектных словечек (как любой житель Нью-Йорка), Хау использовал термин «краудсорсинг» сначала как шутку, но после того, как его статья с этим словом в заголовке набрала порядка 700 000 перепостов, он понял, что нащупал нечто. Вскоре появилась его книга «Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса».

     

    Краудсорсингу в чистом виде присущи следующие признаки:

    • задача размещена в открытом доступе;
    • к работе подключена неопределенная группа людей: вступить в команду или, напротив, спасовать – может любой;
    • тот, кто ставит задачу, готов принять тот факт, что человек, который формально обладает наилучшей квалификацией для решения проблемы, не всегда является оптимальным кандидатом: истина может глаголить любыми «устами».

     

    Кто любит изучать структуру протеина в обеденный перерыв

    Какие проблемы можно ставить перед людьми с неопределенной компетенцией? На первый взгляд, это должна быть какая-то «вкусовщина» – например, толпу можно попросить прислать самый необычный рецепт пиццы или придумать запоминающийся слоган. А как вам, например, такое – любительская микробиология? И ведь справились! Долгие 15 лет камнем преткновения на пути открытия лекарства от СПИДа лежал ретровирус обезьян, над структурой которого бились
    виднейшие наномикробиологи. А расшифровать ее смогла группа продвинутых геймеров и прочих компьютерщиков под эгидой Университета Вашингтона на проекте под названием Foldit. Они не владели никакими специальными знаниями, но зато здорово разбирались в структурах как таковых. СПИД пока не побежден, но решительный шаг по направлению к этому был сделан дилетантами. Похоже, что задачи, которые стоят перед человечеством, теперь настолько необычны, что для их решения все чаще требуется совершенно немыслимая комбинация профессиональных навыков – и микробиология, и программирование, и маркетинг, и еще чуть-чуть астрофизики… И видимо не будет уже на свете такого Леонардо да Винчи, который сможет освоить все, что необходимо, и при этом остаться представителем человечества по своим видовым признакам. Так что, пока эволюция «тормозит», мы осваиваем краудсорсинг.

    Кстати, умники, которые расшифровали структуру протеина, не бились над задачей по 8-12 часов – они… играли. Десять минут в обеденный перерыв, пятнадцать минут перед сном в совершенно непринужденной обстановке, не более того. Талант из толпы сегодня не хочет прилагать излишних усилий, тому, кто хочет поставить краудсорсинг себе на службу неплохо бы об этом помнить. Как и о том, что у желающих полезно развлечься должна быть возможность использовать для этого самые простые программы. Американский предприниматель Джон Флювоглз, создатель ресурса Open Source Footwear, еще в далеком 2001 году предложил любому желающему придумывать свои модели обуви, голосовать за понравившиеся, а самые популярные туфли, сапоги или босоножки он производил и продавал, причем обувь мечты можно было нарисовать хоть в каком-нибудь «Пейнте». Вознаграждение самым талантливым и популярным – модель обуви, названная именем автора. Похоже, возможность участвовать в производстве любимого товара или в работе уважаемого бренда на рынке XXI века тоже становится товаром, за который люди расплачиваются соответственно валютой XXI века – идеями и информацией.

    Атомы «умной толпы»

    Конечно, «краудсорсинг» – это не тот случай, когда кухарка наконец-то управляет если не государством, то компанией. В умную толпу XXI века, в толпу любителей микробиологии, программирования и дизайна, попадают, конечно же, определенные слои населения. Человек из толпы, которого «хантят» с пользой
    для бизнеса и без всяких соцпакетов – это, как правило, продвинутый пользователь Интернета, с уверенным высшим или средне-техническим образованием, иногда с научной степенью. Он – человек увлеченный, неравнодушный, имеющий зачастую помимо основной, еще одну или две специализации-хобби. Он должен быть игроком и в то же время довольно-таки бескорыстным человеком, которого вдохновит возможность получить, как писал Эдуард Успенский, «спасибо второй степени» или имя на коробке с обувью. Принципиальный вопрос – это, скорее всего не карьерист, работающий по 12 часов в сутки, у «краудсорсера» должно быть свободное время на полет фантазии. Его амбициозность особая, как у коммуниста из Мира Полудня Стругацких. «Успешный творческий труд» – смысл жизни, а получение денег или статуса – дело вторичное. В общем, мечта капиталиста. Можно даже пофантазировать на тему, что некоторые члены такой вот умной толпы смогут жить вообще без денег. Захотел пойти в ресторан – зашел на сайт ресторана, предложил идею и получил в качестве приза бесплатную порцию салата. Захотел джинсы – нарисовал новую модель, ее запустили в производство, а ему – пару в подарок. Если фонтанировать идеями 24 часа в сутки, то…

    Впрочем, как сделать так, чтобы кто-то захотел фонтанировать именно для вашей организации? Продвинутые пользователи краудсорсинга, в том числе российские, могут дать несколько советов.

    Дать прежде, чем забрать  

    Очевидно, что даже самая умная толпа все-таки не состоит из ангелов бестелесных, которым никакие «морковки»-мотиваторы не нужны. Прежде, чем начинать краудсорсинговый проект, нужно четко сформулировать, что работа над данной задачей сможет дать вовлеченным в ее решение людям. Университет Вашингтона, чтобы выявить структуру протеина, предложил участникам проекта Foldit увлекательную игру-головоломку. Изначально американский, а потом уже международный проект eBird, объединивший порядка 150 000 орнитологов-любителей, дал возможность проявить себя в необычном увлекательном хобби, связанным с наукой. Движение Свободного программного обеспечения, основа которому была положена в 1983 году Ричардом Столлманом, благодаря которому мир узнал, например, Linux – объединило множество талантливых программистов, просто желающих бесплатно пользоваться самыми удобными программами и совершенствовать их. Конечно, можно назначить денежное вознаграждение за лучшую идею, но идеологии краудсорсинга это все-таки противоречит. За деньги по старинке нанимают специалистов или собирают фокус-группы.  

    Чем масштабнее, тем лучше

    Все-таки большую массу неординарных людей привлекает либо масштаб компании, которая ставит задачу, либо масштаб идеи, которая стоит за проектом. Если вы – NASA, Википедия или Государственная дума, если вы боретесь со СПИДом, наблюдаете за птицами по всему миру, если планируете возвести Вавилонскую башню в том или ином варианте – краудсорсинг может быть весьма эффективен. Если вы работаете в крупной компании с тысячами сотрудников, то вам также может пригодиться эта технология. За вами нет ни огромной компании, ни великой идеи? Тогда, чтобы воспользоваться умной толпой, у вашего проекта должен быть «вирусный» эффект. Люди часто делают что-то «по приколу». Например, придумывают дизайн футболок для компании Threadless (Чикаго). Правда, справедливости ради, автору самого популярного дизайна футболки Threadless дарит чек на $2000.

    Зерна от плевел

    Одна из ключевых проблем краудсорсинга – это проблема отбора идей, их фильтрации. Разные компании решают ее по-своему. Сергей Рыжиков, генеральный
    директор «1С-Битрикс»
    , осознавая то, что зачастую популярными идеями по улучшению компании становится что-то вроде «а давайте сделаем обеды
    бесплатными, а кофе-брейки – получасовыми», предлагает при голосовании за ту или иную идею давать больше баллов первым лицам и мидл-менеджменту. Чем больше «топов» или «мидлов» проголосовало за идею, тем внимательнее к ней будут относиться.

    Александр Малюков, президент компании Witology, специализирующейся на программных решениях для современных социальных технологий, настаивает на

    том, что давать руководству привилегии – прямой путь к тому, чтобы задавить любые инициативы, и так и не узнать, что же на самом деле происходит в головах у сотрудников. Г-н Малюков убежден: поскольку краудсорсинг – это технология, тут требуется высокотехнологичное решение. Простого «лайканья» популярных или самых заметных сообщений в корпоративной сети недостаточно, нужно понимать, кто «лайкает» и почему, какого рода идеи предлагает тот или иной человек. «Если существует правильная технология, то скоро становится ясно, кто самый шумный, у кого критический потенциал, у кого провидческий или креативный, а кто просто ратует за бесплатные обеды, – поясняет г-н Малюков. – Благодаря правильному рейтингованию вы можете вскоре обнаружить, что, например, наняли на работу человека, у которого примерно такие же идеи, как у вашего вице-президента. А если это так, то почему бы вам не сэкономить на вице-президенте?».

    В общем, это намек на то, что стоит задуматься, во что вкладывать деньги – в дорогих управленцев-стратегов или в технологии. Краудсорсинг привлекает крупных руководителей тем, что обещает существенную экономию на персонале. Но все-таки мы упираемся в то, что кто-то должен принимать ответственное решение – дать жизнь именно этой конкретной идее. Доверить это рейтингам, технологиям… Все-таки даже тот, кто верит в законы робототехники, пока больше доверяет людям, пусть даже очень дорогим. Но технология краудсорсинга молода, кто знает, что будет еще лет через 20, когда толпа станет умнее, а «успешный творческий труд» – еще привлекательнее.  

     

    Ирина Толстикова

     

    По материалам лекции Джефа Хау в центре Digital October

     

     

    Комментарии: Добавить комментарий

    • Это имеет перспективу в России, ибо халява, а халява - главная нац. идея, на которой держится российское государство, для извлечения халявы и созданное - http://ideo.ru/cancerocracy.html

    • Ну если присмотреться, то Pussi Riiot, тоже стали жертвами «краудсорсинг». То есть они теперь стали иллюстрациями для учебников. Хорошо это или плохо, дело другое, время покажет.

    • Тема-то очень актуальная, а то ж)

    • это умение управлять толпой

    • Судя по всему, мы скоро все будем бесплатно работать

    • а потом еще будут удивленно смотреть,когда от них требуют плаут за работу и потраченное время

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.