Счастье как работа и работа как счастье
Добавил Толстикова Ирина 15 октября 2014 года в 13:29 в рубрики Вокруг да около работы, Трудотерапия |

Право на добывание счастья записано в Декларации прав человека. Но что такое счастье и как его добывать? Американский психолог венгерского происхождения с труднопроизносимым именем Михай Чиксентмихайи утверждает: счастье можно и нужно сделать постоянной частью своей жизни. Достаточно просто…начать работать, занять себя увлекательным делом. В общем, нирвана на западный манер оказалась совсем другой, и легче всего ее достигнуть в офисном кресле или у станка. Идеи Михая Чиксентмихайи, изложенные в его бестселлерах «Поток» и «В поисках потока», корреспондент iworker.ru обсудил с Ильей Латыповым, психологом и гештальт-терапевтом, кандидатом психологических наук, преподавателем Дальневосточного Государственного Гуманитарного Университета и популярным блоггером.
«Поток – это оптимальное переживание, источник самых больших радостей в жизни... В результате наших исследований было выделено восемь основных компонентов переживания потока. Во-первых, задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной. Во-вторых, он должен иметь возможность сосредоточиться. В третьих и в-четвертых, концентрация, как правило, становится возможной потому, что задача позволяет четко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь. В-пятых, в процессе деятельности увлеченность субъекта настолько велика, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах. В-шестых, занятия, приносящие радость, позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями. Седьмая особенность этого состояния заключается в том, что осознание своего Я в момент совершения действия как будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше. Наконец, изменяется восприятие течения времени: часы превращаются в минуты, а минуты растягиваются на часы. Сочетание всех этих составляющих порождает чувство настолько глубокой радости, что люди не жалеют сил, чтобы снова и снова испытывать его».
Михай Чиксентмихайи, «Поток. Психология оптимального переживания»
– Илья, насколько для современной психологии вообще актуальна тема счастья, радости, душевного здоровья…
– Все эти темы стали популярными в конце 80-х – начале 90-х годов, когда оформилось такое направление как позитивная психология. Только позитивную психологию важно не путать с поп-психологией в стиле «думай о хорошем», «думай о счастье, игнорируй плохое и все будет отлично». Под позитивной психологией нужно понимать не то, что под этим подразумевает большинство.
– В чем основные ошибки большинства в понимании позитивной психологии?
– Попсовый вариант призывает нас думать о хорошем, не обращать внимание на плохое, поскольку мы своими мыслями притягиваем то, что с нами происходит. Яркий пример – фильм «Секрет» и куча книжек вокруг этого фильма. Позитивная психология все-таки является отраслью психологии академической. И позитивные психологи, такие, как Мартин Селигман и Михай Чиксентмихайи, задали себе вопрос: почему психология так сильно сориентирована на негатив? Мы постоянно изучаем патологии, расстройства, проблемы и мало обращаем внимания на особенности людей, которых мы называем здоровыми и счастливыми. Складывается ощущение, что счастливых вообще не бывает. Это любимая шутка врачей и в том числе психологов: «Не бывает людей здоровых, бывают люди недообследованные». Раньше не существовало единой модели здоровья, не анализировались факторы, которые помогали людям жить лучше. Опираясь еще и на исследования Абрахама Маслоу по самоактуализации, психологи попытались научным способом изучить, что влияет на человеческое счастье.
– Одна из ключевых идей Чиксентмихайи заключается в том, что для того, чтобы быть счастливым вообще-то нужно потрудиться. Насколько человеку просто принять идею того, что нужно напрячься во имя счастья?
– Эта идея очень трудно приживается. У нас есть странная иллюзия, что счастье связано с расслаблением. Что такое покой? Это отсутствие всякого движения. Абсолютный покой – это смерть. Для чего покой нам вообще нужен? Чтобы восстановить энергию и силы для продолжения движения. И счастье также в движении. Чиксентмихайи описывает состояние потока, когда ты что-то делаешь и полностью, на 100% погружен в то, что происходит, когда ты не замечаешь ни времени, ни того, что вокруг тебя. А иллюзия заключается в том, что мы думаем, что счастье – это результат. Вот ты что-то сделал и счастлив. Получается, что счастье ты получил в результате остановки. Это абсолютно неверное представление. Нет, покой и расслабление нужны нам для энергии, для жизни.
– В ходе своих исследований Чиксентмихайи обнаружил, что люди очень часто испытывали состояние потока или что-то похожее на него на работе, но при этом им хотелось заняться чем-то другим и быть в другом месте. Тогда автор предположил, что причина этого в негативных установках насчет работы, которые мы получаем с детства. Что вы думаете по этому поводу?
– Есть даже такая форма наказания – наказание трудом. Кто чего-то не сделает, тот будет мыть полы! Соответственно труд четко ассоциируется с чем-то негативным. У нас
принято жаловаться на работу – как там трудно, как там тяжело, начальник – дурак, коллеги – стервозные сволочи… Я соглашусь с тем, что присутствует мощная установка на обесценивание того позитивного, что ты получаешь на работе. Отчасти это связано с зарплатой. Человек получает низкую оплату, и все сводится к этому, а то хорошее, что можно получить на работе, помимо оклада, нивелируется. Например, такие вещи, как мастерство, опыт, возможность понимать других людей и помогать им. В обществе, где все измеряется деньгами, где деньги – эквивалент счастья, будет обесцениваться любая работа, которая не приносит достаточно денег.
– Здесь есть еще такой момент, что когда человек сильно погружается в какую-то работу, выкладывается и засиживается допоздна, то на него косо посматривают коллеги. Мол, тебя, друг, используют, тебе недоплачивают, а ты еще и стараешься.
– Есть чудесная фраза: «Тебе что, больше всех надо?». А счастье как раз и переживают люди, которым больше всех надо.
– Автор «Потока» в своей книге высказал мнение, что подросток который проводил время ничем толком не занимаясь, скорее всего счастливым взрослым не вырастет. Из этого можно сделать вывод, что способность находиться в состоянии потока желательно натренировать в юном возрасте, и чем старше человек становится, тем ему сложнее попадать в это состояние…
– Слово «тренировать» уже вызывает напряжение. Тренироваться для чего? Чтобы испытывать счастье? Это парадокс. Когда человек находится в состоянии потока, ему уже не нужно делать усилие, его несет. Усилие нужно сделать для того, чтобы создать себе условия для погружения в деятельность. Например, приходит некто на работу или домой, готовится, наводит порядок, чтобы можно было спокойно включиться в процесс, который ты так любишь. Важно не тренировать способность входить в поток, а хорошо чувствовать, чего ты хочешь. Если ты хорошо понимаешь, чем хочешь заняться, то предвкушение удовольствия окупит все усилия по подготовке.
– Для того, чтобы достичь состояния потока в тот момент, когда ты убираешь сахарный тростник на солнцепеке или роешь траншеи лопатой нужно иметь очень высокий уровень духовного развития. А подобным трудом занимается значительный процент населения Земли. Значит, поток не для всех?
– У меня, кстати, в связи с этим возник вопрос: интересно, а норвежский террорист Брейвик, который расстреливал людей в молодежном лагере, был в состоянии потока в тот момент, когда он этим занимался? Вполне может быть, что был.
– Да, полностью погруженный в свое дело, сосредоточенный, получающий мгновенную обратную связь… преступник.
– Так что поток – это не обязательно что-то хорошее и непременно гуманное. Полная включенность в свою деятельность могла быть и у какого-нибудь эсэсовца, который запускал людей в газовую камеру. Я думаю, что какие-то моменты потока могут испытывать все. Даже от тяжёлого физического труда реально испытать временное удовольствие. Но есть одно условие: этот труд должен быть осмысленным для тебя. Поток невозможен там, где нет смысла. Не помню, говорил ли сам Чиксентмихайи в своей книге об этом, но в современной психологии очень важен вопрос «зачем?».
– Автор описывает поток как состояние предельной экстраверсии, когда человек полностью погружен в то, чем занимается… Кстати, от одного популярного психолога я слышала мнение, что экстраверсия – это норма, а интроверсия – ситуация, когда человек уже немного заболел. Получается, интровертам сложнее быть счастливыми?
– Можно ли, размышляя над какой-то проблемой, почувствовать себя в потоке?
– Наверное, можно.
– А, например, когда ты пишешь роман? Ты его сможешь писать только в одиночестве, погружаться в свои мысли, в свои фантазии – для этого нужно быть один на один с собой. Что касается нормы, то это вообще договорное понятие. Если мы будем говорить, что интроверсия – это что-то неправильное, то мы примерно 40% человечества отсечем от нормы.
– В конце книги Чиксентмихайи воспевает так называемого «самоцельного человека», который действует, не исходя из какого-то мотива, а исключительно от своего наслаждения процессом. Я увидела здесь пересечение с идеей «пунктирного человека» российского психолога Дмитрия Леонтьева. Она заключается в том, что личность достигает вершин человечности в тот момент, когда действует без очевидного мотива. Насколько «самоцельные» и «пунктирные» люди нужны обществу?
– Это от общества зависит. В разные эпохи ценились разные навыки, разные качества. Но заметим, что ни одна человеческая деятельность не является самоценной. Есть мастурбация, есть секс. Секс не является самодостаточным. Вот мастурбация – самодостаточна. При сексе нужен партнер. Здесь то же самое. Большее удовлетворения человеку будет приносить та деятельность, которую он посвящает другим и разделяет с другими. Это не про интроверсию и экстраверсию, интроверт может великолепно делать что-то, что будет полезно другим, и для него будет важно. Мне не очень близка идея «самоцельного» человека, а вот идея «пунктирного человека», напротив, близка. Леонтьев подчеркивает, что на самом высоком уровне невозможно быть постоянно. Мы всегда опускаемся на более низкие уровни, когда-то мы ведем себя, как животные, и это нормально. Люди не всегда являются святыми, не всегда идеальными, потому что это все-таки большое напряжение и – давайте признаем – если кому-то это и удастся, он будет сильно раздражать окружающих, даже самых близких.
Беседовала Ирина Толстикова
Комментарии: Добавить комментарий
Комментарий был удален модератором.
Если человеку нравится его работа, то он с удовольствием проживает эту часть своего времени, а значит он более позитивен, энергичен и часто более успешен. Мне жаль тех, кто идет на работу как на каторгу или трудовую повинность. Заголовок у статьи очень удачный.
Сейчас людей загнали в такие трудовые рамки, что работа стала каторгой!
Значит надо искать другую работу
Интересно, а психологи обращаются со своми проблемами к коллегам?
это хорошо если работа в удовольствие, а то иногда это жуткое мучение
Покажите мне счастливого человека от работы в наше время.Они сейчас как динозавры.
красиво говорит
Трудно найти работу, чтобы была по душе. Но уж если нашел, тогда держись.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.
© 2009-2014 «iworker». Все права защищены
Совместно с «Макспарк»
Сайт «iworker.ru» зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.
Свидетельство Эл № ФС77-46321 от 26.08.2011.