Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Люди \ zabros \ Блог

    Полтавщина – сердце Украины, хутора – сердце Полтавщины. Самобытность, кладезь народной культуры и традиций, сам казацкий дух – вот что такое хутора на Полтавщине, истории колоритного бытия которых вдохновляли творчества Николая Гоголя, Тараса Шевченко, Александра Пушкина и прочих-прочих маститых и признанных классиков. Что есть сегодня хуторская Полтавщина, и жива ль тут Сказка? День накануне Рождества в этих местах – моими глазами.

    Зима, минус 7, утром тучи, днем – яркое зимнее солнце. Проселки Лохвицкого и Лубенского районов:


    2.



    Краску на “марафет” домов и подворий на Полтавщине никогда не жалели; что ни двор – то свой колор. А весной все эти подворья будут в белоснежном цвету фруктовых деревьев…


    3.



    Нередки еще и сегодня саманные хаты и сараи, и даже есть еще – под соломенной крышей. Как правило, это свой век доживают старики… На фотографии ниже – типичный полтавский двор ушедшего столетия: хата, справа – летняя кухня и колодец при ней, слева – глинобитная клуня (сарай):


    4.



    Хутор возле села :


    5.



    Еще один хутор – возле села :


    6.


    7.



    Гужевой транспорт все не уступит место “конским силам”, но “занепад” – упадок - уже виден и здесь: оглобли, едва ли не главная тягловая деталь саней – обычные жердины, кое-как обструганные и “присобаченные” на скорую руку. Да и конь – не вычесан и грязен, что явная “разруха в голове” его хозяина. Еще каких-нибудь тридцать лет назад такое отношение к коню на селе было бы немыслимо – ведь позор для его хозяина!


    8.



    Но живых – жилых  хуторов на Полтавщине все меньше и меньше, они стремительно вымирают. За ними пустеют и села. Сначала уезжает молодежь – на заработки, и оседает в городах, чаще – насовсем. Старики доживают свой век, но многих из них молодые забирают к себе – в райцентры и города побольше, где есть условия – газовое отопление, регулярное электричество и прочие “блага цивилизации”, уже 100 лет известные самой глухой европейской провинции, но все еще недоступные и сказочные для провинции украинской. Дома без хозяев умирают быстро:


    9.


    10.


    11.



    И еще двадцать-тридцать лет назад процветавшие села и хутора, где на праздник играли сразу несколько гармоней, и молодежь водила хороводы сразу в нескольких концах села, сегодня – покойники.


    12.



    Это в Европе соломенная (камышовая) крыша на фамильном особняке – признак процветания (сделанная по современным технологиям, такая кровля – удовольствие дорогое), верности семейным традициям и приверженности экологически чистому бытию. В Украине солома на кровле – печать гибели и вымирания села:


    13.


    14.



    Как и глинобитные (саманные) стены построек:


    15.



    На этом снимке особенно четко видна “дедовская” технология возведения построек из глины, соломы и конского навоза:


    16.



    Так раньше – камышом – на зиму утепляли хаты с наветренной, как правило, северной – стороны. Но эта хата тоже уже нежилая:


    17.


    18.



    И в этой хате уже не живут, но еще трогательно ухаживают: подмазывают глиной основание, крыша – в целости, двери и оконные рамы – покрашены:


    19.



    А эта хата “законсервирована” камышом от внешних воздействий – влаги и ветра. Но и она – покойник:


    20.



    Как и подлая, безжалостная и губительная для украинского крестьянства власть, в “честь” которой когда-то назвали улицу, где сегодня мертвый каждый второй дом:


    21.



    Тын (ограда) в селах и хуторах – поистине музейная редкость; в домах без хозяев он первым разрушается под натиском внешних сил – тех же любопытных коров и бычков:


    22.


    23.



    Умирающий хутор в тенистом яру:


    24.



    Моя мама, родившаяся и выросшая на одном из таких хуторов, увидев эту фотография, грустно сказала: “Від хати тільки ребра залишились…”- “От этой хаты только ребра остались”.


    25.



    Убийство Украины-крестьянской, ее духа и сути, традиций и культуры, затеянное коммунистами и довершаемое нынешней властью, оставило украинскому селу такие вот “памятники”:


    26.


    27.



    Сейчас в этом облупленном здании в центре села Жданы Лубенского района – почтовое отделение и еще несколько подобных контор. Судя по табличке на здании, иных поводов для его возведения не было…



    В селах еще есть молодежь. Но судя по нетесаным дышлам и “мотузковой” упряжи, свое будущее с сельской жизнью эти ребята уже не связывают:


    28.



    В чистом поле – старый заросший сад и полуразрушенная хата. Здесь даже без электричества – при печи и свечах, “на выселках” рядом с селом Искивцы Лохвицкого района до самой смерти прожил сельчанин по прозвищу Кобей:


    29.



    Еще до войны он отказался вступать в колхоз – по религиозным мотивам. Советская власть отомстила человеку: лишила его электричества и земли, оставив только огород возле хаты. С этого огорода и сада Кобей и жил в одиночестве. Но с властью договариваться не стал. И умер, не оставив после себя потомства. С тех пор Кобеева хата пустует и зарастает, и нет пока на Кобеево счастье претендентов:


    30.



    И вехою тем временам, когда крестьянство было нужно державе, и государство пеклось его нуждами, остались здания земских школ, построенных по единому проекту для сельских детишек по всей Полтавской земле. Здания эти пережили и переворот 1917-го года, и Гражданскую, И Великую Отечественную, и “ударные пятилетки”, и “перестройку”; переживут и нынешние воровские времена: крепко и ладно строили. Но вот беда: не везде уже и детишек в нужном количестве набрать для обучения можно. Села пустеют…



    Земская школа в селе Бодаква Лохвицкого района:


    31.


    32.



    в селе Брыси Лохвицкого района:


    33.



    в селе Млыны Лохвицкого района:


    34.



    Живи Гоголь сейчас, где бы черпал свое вдохновение? Хутора близ Диканьки и не только стремительно пустеют… На руинах – какое вдохновение?..



    Вот таким не совсем рождественским получился рождественский репортаж Печальная рожица



    Но в ближайшие дни покажу Вам то, что никакому времени неподвластно –  зимнюю природу этого края.



    Полтавщина, день перед Рождеством пешком по рекам Суле и Удаю:



    35.


    Последний день перед рождеством прошел.

    Читать далее


    Комментарии: Добавить комментарий

      • Lega
      • 28 сентября 2012 года в 12:50

      Добрый день ! Я сам родом с села на Полтавщине , по онным обстоятельствам с 1985 года живу в Russia . Но по родной Полтаве скучаю и по мере возможности приезжаю в свои родные места . Посмотрел Ваши фото о вымирающих селах , хуторах . Как жаль , что все так происходит , природа и колорит Украины неповторимы , нету такой красоты нигде . Рождество( Рiздво по украински ) праздник всех праздников . Вечерние гуляния , щедрiвки (укр) пение песен ,веселье везде , в каждом доме и все очень добрые , гостеприимные , радостные. Одним словом праздник Души . Мне с моего детства рождество запомнилось весельем в родном селе , массовым гуляньем , катание с горки на санках до промокших на сквозь штанов , выступление самодеятельности в местном клубе ( это вообще, если сказать сегодняшним сленгом: Просто БОМБА)и еще запахом смаленого поросенка (на рождество все "колят" поросят) , и запахом свежевыгнанного самогона (на Украине без него ну никак) Это был праздник . В настоящее время все поменялось , кое что конечно осталось , но нету того колорита . Нету запаха самогона и вечеров в клубе , никто не катается на санках у всех интернет . Я думаю у меня проснулась ностальгия , нужно закрываться . Очень впечатлили Ваши фото , СПАСИБО !

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.