Рейтинг@Mail.ru

    Как отмыть свинью, или Креатив по расписанию

    Как отмыть свинью, или Креатив по расписанию
    роденовский мыслитель

    Кажется, что сегодня не быть креативным – это как не иметь адреса электронной почты. Вроде бы можно худо-бедно и факсом обойтись, но многие сочтут вас  анахронизмом, вопиющим о нафталине. В то же время любой, кто пробовал поставить творчество на конвейер и, тем паче, сделать это всем коллективом, сталкивался с большим количеством трудностей. На днях в центре Digital October на Берсеневской набережной прошла лекция Джейсона Хантера, признанного эксперта по стратегиям и инновациям в бизнесе, посвященная «технологиям систематической гениальности». Итак, что же мешает нам выдавать на гора свежие идеи, и как разбудить спящего внутри гения?

    Вам позарез нужен прорыв. Вот-вот на работе состоится плановый «мозговой штурм», где вы всем офисом должны придумать, как улучшить ваш продукт, как покорить новых клиентов, что делать с сайтом организации, и на всё про всё у компании почти нет времени и денег. А дома ждет недописанный роман, недоделанный флэш-мультик, недоотснятая фотосессия вашей кошки, с помощью которой вы планируете выиграть в конкурсе тур в Египет… Эх, если бы шоколадка и впрямь могла «зарядить мозги», как обещает реклама!


    На своей лекции Джейсон Хантер, преподаватель международной бизнес-школы  INSEAD и руководитель научной практики в MBOSI (Malaysia Blue Ocean Strategy Institute), заметил, что ему часто встречается аналогия, будто творческие проекты на работе (особенно те, над которыми нужно корпеть большой командой) подобны попытке отмыть свинью. Непонятно, зачем это делать, непонятно, когда это закончится, каковы критерии достижения результата, а самое главное – делать это абсолютно бесполезно, потому что свинья все равно перепачкается. «Люди часто ссылаются на отсутствие методологии работы над творческими проектами, на отсутствие инструментария и техник. После изначального порыва энтузиазма – мол, здорово, давайте построим корпоративную культуру, основанную на инновациях, давайте купим столы для пинг-понга – приходит понимание, что эти столы, конечно, никому не мешают, но и не помогут вам решать ваши задачи», – замечает г-н Хантер.

    По-мнению эксперта, существуют причины, которые мешают отдельным людям и целым коллективам мыслить творчески.
    джейсон хантер1.    Особенности нашего мозга
    Есть немало определений, что же такое творчество, но большинство из них так или иначе сводятся к тому, что креатив начинается с особого восприятия мира. Всем, наверное, попадался известный в интернете текст, где все буквы были перепутаны, кроме первой и последней, что совершенно не затрудняло понимание того, что же написано. Когда мы видим новый объект, мозг работает очень напряженно, но когда приходится иметь дело с чем-то знакомым, мозг идет по пути наименьшего сопротивления и автоматически «достраивает» картинку.
    «К гениальным открытиям в бизнесе мы обычно приходим тогда, когда по-новому начинаем определять либо рынок, либо продукт, либо своих клиентов, – говорит Хантер. – Для того, чтобы научиться мыслить творчески, нужно научиться контролировать то, что мы видим, и то, как мы интерпретируем то, что видим».
    Легко сказать, но как это сделать? Режиссер Дэвид Линч в своей книге «Поймать большую рыбу» рекомендует трансцендентальную медитацию, телеведущий и режиссер Александр Гордон – ежедневные тренировки по удержанию внимания на различных объектах, сам Хантер говорил о йоге. Так или иначе, практически все духовные практики связаны с умением сосредоточиться и очистить разум. Здесь каждый ищет то, что подходит именно ему, или же приходит к выводу, что нужно что-то попроще…
    2.  Иллюзия компетентности
    Хантер считает, что одной из основных проблем в современной организации становится то, что менеджеры считают себя гораздо более компетентными, чем являются на самом деле. Он упомянул об эксперименте, в ходе которого было опрошено несколько  сотен руководителей IT-компаний, которым было задано 10 вопросов об их отрасли. Большинство опрошенных были уверены, что ответили верно на 90% вопросов, хотя на самом деле были правы лишь в 20% случаев.
    «Мы склонны искать подтверждение своим мыслям, а не выступать в роли «адвоката дьявола», – говорит эксперт. – Организации всегда стремятся к уверенности, хотя ситуация неопределенности была бы для них гораздо полезнее, помогая им подвергать критическому анализу собственные допущения и ошибки».
    3. Страх
    Очевидно, что попробовать что-то новое и выйти за рамки всегда боязно. Но если необходимо проявить себя в обстановке мозгового штурма, это становится вдвойне экстримом. Тем более, что любому здравомыслящему человеку понятно, что инициатива бывает наказуема, а креативное решение может обернуться провалом. В большинстве компаний за серьезной неудачей автоматически следует увольнение сотрудника. А, к примеру, в Microsoft и Google это не так, и тот, кто пошел на риск, имеет право на ошибку. Если, конечно, в дальнейшем докажет, что сделал выводы из случившегося.
    4.  Миф о «творческом озарении»
    «Вы можете попытаться нанять на работу безумных гениев. Но вы также рискуете столкнуться с тем, что они совершенно не будут помнить об интересах рынка, – замечает Хантер. – Именно поэтому многие компании, беря на работу «головастиков» с запредельным IQ, стараются их изолировать, чтобы они не дай Бог не попортили хорошо работающую систему, выстроенную в организации, а потому и польза от них оказывается не столь велика».
    Что касается того самого сокровенного момента, когда люди вскрикивают «эврика!», нужно признать, что этому счастливому мигу предшествует достаточное время анализа, размышления, проб и ошибок – то есть интеллектуальной работы. Это неизбежно, будь вы гений или нет. Пока человек не понимает, каким образом к нему приходят идеи, и как можно влиять на этот процесс, он занимается любительством. Если вы рассчитываете зарабатывать на своем интеллектуальном потенциале то, убежден Хантер, не стоит полагаться на «авось».


    Творчество «от противного»


    Опираясь на известную в бизнес-среде «Стратегию голубого океана» Чана Кима и Рене Моборна, Хантер предлагает при поиске оригинального решения, во-первых, создать кризис в организации, внести дисбаланс в систему, в которой вы действуете. Для этого совсем не обязательно увольняться, устраивать разнос подчиненным или внушать себе, что «мы все умрем, если немедленно что-то не родим». Достаточно взглянуть на ваше дело с необычной точки зрения – с позиции не-потребителей, то есть тех, кто знает о ваших товаре или услуге, но ими не пользуется.приставка 
    «Обращение за идеей к потребителю редко бывает эффективно,– говорит Хантер. – Скорее всего, он скажет, что хочет того же, что и было, но бесплатно. Или в более симпатичной упаковке. А вот те, кто обошли вас вниманием по какой-то причине, могут стать источником крайне полезной информации, если подойти к ее анализу с умом».
    В качестве примера лектор привел создание приставки Nintendo Wii, которая появилась в 2006-м году и буквально взорвала рынок. До этого компания Nintendo заметно уступала Sony и Microsoft в области производства и продажи игровых консолей.
    «Чего хотят от приставки невротичные пятнадцатилетние подростки? Больше кнопок, больше драйва и кровищи, возможности играть он-лайн, возможности смотреть DVD и так далее. Но компания Nintendo пошла по другому пути и стала изучать тех, кто не играет в приставки вообще и не интересуется ими – маленьких детей, женщин, стариков, – рассказывает Хантер. – Выяснив, что отталкивает эти группы от игровых приставок как таковых (сложность игр, уродливость самих консолей; то, что играм нужно долго обучаться, и вообще они отнимают много времени), Nintendo смогла отстроиться от конкурентов, сделать приставку дешевле и красивее, отказавшись от лишних функций, которые так важны для подростков, жаждущих зрелищной жестокости. В результате им удалось создать для себя тот самый «голубой океан» – то есть чистый прозрачный рынок, свободный от конкурентов».
    Таким образом, «стратегия голубого океана», которую пропагандирует Хантер, учит тому, что ценный продукт – это не всегда затраты. Вполне возможно сделать продукт дешевле в производстве и более привлекательным для клиентов, как это и произошло с приставкой.


    Креативность в соцпакете

    Разумеется, «стратегия голубого океана» – лишь капля в море всевозможных методик стимуляции творческого воображения. Вопрос заключается в том, работают ли они в принципе, есть ли смысл пытаться «пощекотать самого себя», как выразился Хантер. После лекции  в Digital October состоялось обсуждение, в котором приняли участие специалисты, регулярно сталкивающиеся с необходимостью постоянно фантанировать идеями. У каждого из них был свой взгляд на то, каким образом можно и нужно стимулировать креативность сотрудников, да и свою собственную заодно.

       лебедев, аврамов Так, Василий Лебедев, креативный директор агентства Red Keds, призывал всех активно интересоваться креативными методиками, коих на свете немало: «Я считаю, что креативный директор, да и вообще творческий профессионал, просто обязан знать такие имена как Эдвард де Боно и Майкл Микалко; должен разбираться в теории решения изобретательских задач, созданных в Советском Союзе, и в огромном количестве других подходов к творческому мышлению. Если вы надеетесь на удачу, на то, что вас будет «осенять» каждую неделю без всяких на то усилий, то вы занимаетесь креативом непрофессионально. Что еще мы делаем в Red Keds: по средам мы устраиваем «креативные завтраки» – к нам в гости приходит специалист из другой области, и мы разговариваем с ним о его работе, жизни, а иногда и о наших проектах. Креатив – это, конечно же, отчасти образование, и чтобы мыслить нестандартно, бывает полезно иногда подумать, как бы на вашу задачу взглянул вирусолог или дрессировщик тигров».
    Лебедев добавил, что очень важно хвалить сотрудников за их решения, даже если их нельзя назвать гениальными: «Нужно всегда начинать со слов «ты молодец», а не так, как чаще всего бывает у нас, в России – «это какая-то хрень, но что-то в этом есть».
    Александр Аврамов, основатель и директор Британской высшей школы дизайна, сравнил воспитание креативности с воспитанием как таковым: «Как и в случае с воспитанием ребенка, важно давать больше самостоятельности, не предлагать готовые ответы на вопросы, а делать так, чтобы человек сам их искал. Причем впоследствии эти ответы можно обсуждать, ставить под сомнение и делать это в формате дискуссии».
    Екатерина Бюшгенс, PR-директор Cirque du Soleil Rus, подчеркивала важность веры в себя и необходимость правильных эмоций: «Когда «Цирк Дю Солей» только собирался выходить на российский рынок, маркетологи активно не советовали нам делать это: билеты дорогие, кризис, восприятие циркового искусства в России совершенно иное и так далее. Но мы все-таки рискнули – и в итоге продали в разгар кризиса 130 000 билетов. Компания, в которой я работаю, построена на эмоциях и дарит эмоции. И, вероятно, если не иметь запала, не верить в то, что ваше дело нужно людям, вряд ли получится придумать что-то из ряда вон выходящее».

    Ледяная вода, комары и вдохновение

    Безусловно, в такой деликатной области, как творчество, нет универсальных рецептов. Но у каждого, кто зарабатывает на жизнь умственными способностями (и весьма успешно), обычно есть «в рукаве» пара-тройка способов привести себя в режим повышенной мозговой активности. Главное – не стесняться и, улучив момент, спросить, где же кнопка у вашего знакомого Электроника – вдруг это можно использовать, как руководство к действию?

    Руслан Вильданов, архитектор программного обеспечения в международной IT-компании, Сан-Франциско:
    Пожалуй, самое главное – это выспаться. Это важнейшее условие, которое определяет эффективность моего рабочего дня. Творческий настрой есть почти всегда, если его ничто и никто не сбивает. Для меня огромным отвлекающим фактором являются социальные сети, а также «забавные» ссылки, присылаемые друзьями в мессенджерах. Рекомендую удалить все аккаунты в социальных сетях на месяц и оценить, как сильно изменится ваша жизнь. Кроме того, важно ставить четкие цели, избавиться от негативных людей в окружении и заниматься время от времени тем, что не имеет никакого отношения к основной деятельности – хобби стимулирует творческий процесс, так как меняет мышление.

    Юлиана Ульянова, поэт, Москва:

    Для решения творческой задачи важны определенный настрой и концентрация. А как этого  добиться – это вопрос индивидуальный. Шиллер, помнится, опускал ноги вглаза тазик с ледяной водой, Гофман – мешал алкогольные напитки, а Вагнер, если верить современникам, раскладывал вокруг яркую шелковую материю и ощупывал ее… Другой вопрос – какого масштаба задача. Если Большой Босс требует креативную презентацию, то подойдут классические варианты – отключение источников раздражения (соцсетей, асек и прочее), активный мозговой штурм и крепкий ароматный кофе. А если вы задумали что-то грандиозное, то экспериментируйте и изучайте себя. Если не боитесь, конечно, за душевное и физическое здоровье…

    Максим Карпов, предприниматель, соучредитель коммуникативного агентства  OMG, Санкт-Петербург:

    – Я не сторонник популярной сейчас гугловской развязности, когда офис похож на игровую комнату, а сотрудники – на перезрелых подростков. Для достижения моих целей  хватает обычных мозговых штурмов, все сдержано и продуктивно. Да и вообще я не считаю рекламный бизнес, которым занимаюсь, чем-то особенно творческим, даже если речь идет о создании логотипов и фирменных стилей – это анализ конкурентной среды, выявление сильных и слабых сторон, постановка задачи и еe решение, как в математике. Никакими новомодными «креативными» технологиями не увлекаюсь, мне интересны учебники MBA и литература о поведении покупателей.

    Леонтий Ланник, кандидат исторических наук, преподаватель средней и высшей школы, Саратов:

    – Моменты озарения случаются абсолютно неожиданно, скорее как взрыв отчаяния, когда все надоело. Стимулирует также интеллектуально обогащенная среда, причем говорить нужно о чем-то отвлеченном, но «умно». Вообще творчество можно анализировать post factum, установить технику безопасности работы с ним, как у Кукоцкого в известном романе, но не более того. Однако пытаться обратить это в инструмент принципиально невозможно, это было бы хамством по отношению к Господу Богу. Хотя хамят – регулярно. Если говорить о популярной сейчас теории, что все дети изначально гениальны, я отношусь к ней примерно так же, как к мысли, что можно заставить всех комаров планеты летать так, чтобы они вырабатывали электроэнергию вместо ГЭС. Я абсолютно агностичен в том, что касается таланта учить детей и раскрывать талант в другом  человеке – это либо дано, либо нет.

    Ян Муравьев-Апостол

    Комментарии: Добавить комментарий

    • А мне вот лучшие идеи приходят с похмелья. Со мной что-то не так?

    • Честно говоря советов миллион, и все они основаны на личном опыте. Помогали; и ледяная прорубь, и алкогольные напитки, и психоделики, кстати чаще всего. Главное, что я понял, нужно уметь делать паузы и переключаться, монотонное изматывание себя, в целях родить что-то интересное, точно не поможет, только усугубит кризис. Мне понравился совет исключить себя на месяц из соцсетей. Надо бы опробовать этот метод, уехать на Гоа и пожить там месяц другой жизнью. Но вот какая "закавыка", для этого нужно озарение.

      • О, если бы я знал, я бы и вас обязательно опросил, Вася. Вообще тема психоделиков в материале не раскрыта, что, безусловно его обедняет.

    • Кстати, насчет советов людей незаинтересованных. Мой товарищ пытается придумывать компьютерные игры, я в них не играю, мне не нравится это занятие, потому что оно на мой взгляд бездарно съедает огромное количество времени. Так вот он, тоже читает всякую литературу о креативе и пытается отыграть эту историю на мне; ну подсовывает мне игры и спрашивает, что в них не так. Вроде бы все по схеме, но пользы это ему не принесло.))

    • Отныне всех, кто мешает алкогольные напитки, буду звать гофманами

    • А хорошо бы найти какую-нибудь универсальную методику, да. Чтобы всегда работала и давала бы возможность "генерить" крутые идеи. Эх, мечты-мечты.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.