Рейтинг@Mail.ru
    Вот вполне обычная ситуация. Есть у видного начальника, занимающего существенное положение в солидной организации, сотрудник, который занимается компьютерами его отдела – устанавливает, налаживает, чинит, при необходимости что-то людям объясняет и даже чему-то «компьютерному» учит. Хороший сотрудник – умелый, знающий и успешный, в том смысле, что компьютеры у него (то есть в отделе) всегда работают, если что-то ломается, то быстро чинится, если кому-то что-то кажется невероятно сложным, то после объяснения становится простым и понятым. И есть у этого начальника дома компьютер, да не простой, а очень и очень «навороченный», самый современный, со всеми возможными обновлениями и «апгрейдами». И вот просит начальник своего сотрудника поставить ему на его компьютер новую «игрушку». Сам он в этом плохо разбирается, так что ему нужно, чтобы поставили, да еще объяснили.

    Как вы думаете, кто кому кто в этой ситуации?

    Вы, может быть, думаете, что в этой ситуации начальник, который только по работе начальник, должен оказаться частным заказчиком, а сотрудник его, по работе ему вполне подчиненный, – частным наемным работником на вечер. И, может быть, думаете вы, что этому работнику следует заплатить за его работу по существующим и всем известным расценкам. Но может оказаться, что начальник думает совсем иначе. Начальник думает, что раз уж он этому сотруднику платит зарплату (так он и думает – «Я же ему зарплату плачу!»), то сотрудник должен быть ему благодарен, и может быть счастлив, что имеет возможность выразить свою благодарность в чем-то вполне «вещественном» (даром что виртуальном). Поэтому начальник просто говорит сотруднику: «загляни-ка ко мне вечерком, там у меня кое-что новое можно поставить». С сотрудниками он, начальник, конечно «на ты», а они с ним, конечно, на «вы».

    Так сотрудник и отвечает – на «вы»: «Извините, Петр Никодимович, но я сегодня вечером занят». Петр Никодимович всем своим лицом выражает крайнее удивление, даже недоумение: как это человек может быть занят, когда он мне нужен? И говорит он, поначалу как бы вполне мягко и демократично: «Ну ты уж постарайся освободиться, а то неудобно: у Василия Петровича новая игрушка уже поставлена, и Лев Семенович мне звонит и взахлеб рассказывает, что он на третий уровень уже перешел, - а я от всех отстал». А сотрудник его настаивает, что сегодня вечером - ну никак не может.

    Конец этой смешной истории читатель может придумать сам. Варианты: Ваня (так зовут сотрудника, фамилии его, тем более – отчества никто в отделе не знает) «прогнулся», оставил все свои дела и пошел к Петру Никодимовичу ставить игрушку. Другой вариант: не смог Ваня «прогнуться», очень у него важные были дела на вечер назначены, Петр Никодимович пришел в ярость и лишил его квартальной премии. Еще вариант: в пылу разговора Ваня спросил Петра Никодимовича (какая наглость!), чего это тот на него кричит, и у бедного Петра Никодимовича от удивления произошел сердечный приступ, в результате чего в отдел пришел новый начальник, который с подчиненными разговаривал на «вы», а Ивана Сергеевича, как очень ценного сотрудника, повысил в должности и добился для него повышения зарплаты.

    Но если вдуматься, история не такая уж смешная. Начальник, как нам всем хорошо известно, имеет тысячи способов «надавить» на подчиненного, испортить ему жизнь или, наоборот, облегчить эту самую жизнь мелкими «поблажками». Так что оказывается, что отношения этих людей всегда выходят за пределы «формальных». И чтобы держать эти отношения в необходимых и достойных рамках, может понабиться немало психологического искусства. Хорошо, если этим искусством владеют и стремятся его применять и совершенствовать обе стороны.

    Вот другая, история, в которой люди в типичной ситуации проявили незаурядное мастерство. Два друга учились вместе, на одном факультете и в одной группе. После института они вместе пришли на одну работу, в одну исследовательскую группу. Потом один из них «пошел на повышение», поскольку больше был способен к административным занятиям, а другой, который больше занимался делом, остался в прежнем ранге. И случилось, что один из них стал начальником другого. Они по-прежнему дружили семьями, ездили друг к другу в гости, вместе проводили отпуск. А на работе они решили ситуацию так: как бы в шутку (в каждой шутке есть доля шутки) стали называть друг друга по имени-отчеству, как бы в шутку стали соблюдать ритуальные отношения начальника и подчиненного. И в рамках этой вполне веселой шутки установили те отношения, которые должны быть между начальником и подчиненным. При этом, будучи друзьями, а кроме того - просто хорошими и умными людьми, оба понимали рамки, которые не следует переходить ни в шутливой доле этой шутки, ни в серьезных отношениях, которые таким образом «отрабатывались».

    Но как быть, если начальник ваш вам вовсе не друг, не такой уж хороший и – что еще хуже – не такой уж умный человек? Тут полезно вспомнить вторую половину формулы: подчиненный тоже имеет тысячу и один способ испортить жизнь своему начальнику. Нет, не подумайте, пожалуйста, что это нужно делать. Мы мирные люди – но чем мы более мирные люди, тем полезнее на запасном пути иметь бронепоезд. Иначе говоря, чтобы быть «высокой договаривающейся стороной» в любом конфликте, нужно иметь запас адекватных ситуации санкций. Если они есть, и это известно, - тогда их, скорее всего, не понадобится применять.

    Вот еще один, совсем уже смешной вариант разрешения первой истории. Поскольку Ваня, как полезный человек, в достаточной мере вхож в дом Петра Никодимовича, он знает, что жена Петра Никодимовича очень неодобрительно относится к его компьютерным увлечениям. И с самым невинным видом Ваня задает вопрос: «А что, Марья Тихоновна уже знает, что вы эту игрушку купили?» - Петр Никодимович, что бы вы о нем ни думали, человек умный, намек понимает, и отвечает «по делу»: «Хорошо, хорошо Ваня, поставишь, когда сможешь»…

    Теги: начальник , подчиненный

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.