Рейтинг@Mail.ru

    Средняя температура по кинобизнесу

    Добавил Ульянова Юлия Игоревна 9 ноября 2011 года в 15:04 в рубрику Вокруг да около работы
    Средняя температура по кинобизнесу

    У рядового зрителя «кино» ассоциируется с большим экраном, удобными креслами, гигантским стаканом свежего попкорна – одним словом, с привычным отдыхом и приятным времяпрепровождением. А для продюсеров или – поднимаемся выше – директоров кинокомпаний кино – не развлечение, а работа. Или, если быть точнее, серьезный бизнес. Не секрет, что во время кризиса российская киноиндустрия, словно заболевший ребенок, переживала тяжелые времена. Но вот кризис отступил. Как обстоят дела сейчас? И каковы перспективы на ближайшие годы? iworker.ru постарался «измерить температуру» нашего кино – выслушал лидеров киноиндустрии и подвел итоги.

    Спасение утопающих – дело рук государства

    Новой точкой отсчета стала реформа государственной поддержки российского кино. Дело в том, что ранее государственные деньги распределяло министерство культуры, но в ноябре 2009 года систему признали неэффективной: затраченные средства не возвращались, а некоторые проекты даже не выходили в прокат. Словом, корабль уверенно шел ко дну. В итоге инициативу передали Фонду поддержки отечественной кинематографии (или, так привычнее для слуха, Фонду кино). В его распоряжение с 2010 года поступило 2,8 миллиарда рублей из всей суммы, выделенной государством на кинематограф. При этом два миллиарда поровну поделили между восемью компаниями-лидерами. Соответственно, все они получили по 250 млн рублей. Такая простая арифметика. В 2011 году компаний-лидеров в списке осталось семь (см. список в таблице внизу), но денежная помощь меньше не стала – то есть снова по четверти миллиона рублей каждой. Можно ли назвать реформу своевременной и эффективной? Представители киноиндустрии уверены, что да.

    Леонид Верещагин, генеральный директор студии «ТриТэ»:

    – Раньше много денег не доходило до экрана – средства распылялись между тысячью продюсеров. Сейчас выбрали лидеров – у них около 50% бокс-офиса всех российских картин. Я считаю, что все сделано правильно. Правда, сразу появилось мнение, что ущемлены интересы других участников. Но это не так: для всех остальных в финансовом отношении не изменилось ничего. И потом, Фонд кино поддержал еще и большое количество картин других компаний – в прокате, например, и т.д. (на эти затраты приходится около 30% от всех сумм, которые получает Фонд). Вообще у него две основные цели: первая – повысить качество киноиндустрии, вторая – создать и защитить культурные ценности страны, что тоже очень важно.

    Анатолий Максимов, генеральный директор «Дирекции кино»:

    – С 2006 года государство вливало в кино $100 млн. Но тогда важно было количество выпущенных фильмов, а вовсе не качество. То есть была мода зарабатывать в процессе производства, а не на прокате. И цена этих экспериментов – массовое отравление аудитории российскими фильмами, что неудивительно. Кроме того, убежали частные деньги. Поскольку частные вкладчики ничего не заработали на нашем кино, они предпочли вкладывать средства в американское. Для меня крайней точкой стал момент, когда я начал радоваться успехам российских коллег-конкурентов. Это, как твоя собственная лыжня: чем больше лыжников по ней прошло, тем лучше для тебя самого.

     

    Марк Лоло, президент кинокомпании «Централ Партнершип»:

    – Сейчас делаем все, чтобы отечественный кинематограф отвоевал позиции. Вот скоро российский зритель увидит триквел-боевик «Бой с тенью-3». Вообще в ближайшее время выйдут около 10 картин.

    В кризис было чувствительное падение доли и сборов, поэтому без поддержки киноиндустрия «нырнула» бы. При этом компании, которые будут получать помощь, выбирали по таким критериям, как рейтинги на ТВ, победы на кинофестивалях, количество посещений. То есть не

    касса! Да и в целом, это сложный момент: вот по каким параметрам оценивать картину – по количеству зрителей в кинотеатре или, например, по количеству скачиваний в интернете?

    Федор Бондарчук, художественный руководитель и соучредитель кинокомпании «Арт Пикчерз Студио»:

    – На последних собраниях нас попрекают деньгами, которые нам выдали. Хотят видеть результаты. Как, например, изменилась индустрия в целом? Давайте, покажите. Но при этом одна из важнейших территорий непонимания – отчитываться о результатах применительно к бокс-офису. Например, фильм «Два дня» нельзя так судить. Картина имела хорошую оценку в сети и у критиков. Вообще, неправильно ставить бокс-офис во главу угла. 

    Марк Лоло президент кинокомпании «Централ Партнершип»:

    – Многие думают, что мы сейчас дружно отчитаемся, галочку поставим и уйдем делить деньги – и все будет, как всегда. Но я хочу вам напомнить: Россия входит в топ-20 стран мира с местным кинематографом. И везде существуют лидеры (мейджоры), их наличие жизненно необходимо для существования национального кинематографа. Потому что желающих взять деньги много, а способных сделать качественное кино – мало. Вы знаете, например, что в 2000 году доля отечественного кинематографа в прокате была ноль целых ноль десятых, то есть ниже плинтуса? Но в 2004 году он смог отвоевать довольно большое поле у американских монстров – доля доходила до 26%. Это очень много! Сейчас из топ-40 стран со значительной долей отечественного кинематографа в прокате, таких меньше 8.

    Анатолий Максимов, генеральный директор «Дирекции кино»:

    – Были времена, когда наше кино опережало американское. Просто уже не помним сейчас. Удачное время для российского кино – это конец 50-х –1982 год. Но и потом, в 2004 году, мы серьезно «поднялись». А в 2005-м вышла знаменитая «9 рота», собравшая $25 млн! Сейчас российский рынок проката – $1 млрд 200 млн. Мы сравнялись с Германией.

    «Готовы отчитаться за каждую копейку!»

    Поскольку одной из традиционных российских бед является коррупция (а совсем недавно Россия и вовсе возглавила коррупционный рейтинг стран), само собой, многих волнует вопрос об устойчивости новой системы. Проще говоря, позволяет ли реформа «положить денежку в карман»? И если да, то насколько незаметно для окружающих? Разумеется, iworker тоже обеспокоился этой деликатной областью российского кинобизнеса.

    Федор Бондарчук, художественный руководитель и соучредитель кинокомпании «Арт Пикчерз Студио»:

    – Знаете, мы готовы хоть завтра выложить смету фильмов и ответить за каждую копейку. То, что существовало раньше, известно. А сейчас это одна из немногих некоррупционных территорий в стране.

    Леонид Верещагин, генеральный директор студии «ТриТэ»:

    – Дело в том, что система финансовой отчетности между компаниями, получающими деньги, и государством – прозрачна. Она полностью поменялась по сравнению с системой минкульта. Сейчас работает целый штаб финансовых сотрудников, сдаем отчеты постоянно. Зато можем заниматься финансовым планированием – так же, как на мейджоровских киностудиях в Штатах. У меня есть опыт работы в западной киноиндустрии, поэтому я могу сравнить.

    До реформы в течение двух лет финансирования не было вовсе. Я не только про кризис, просто старая система не работала, а новой еще не было…

    При желании можно найти примеры открытости и прозрачности. Например, Леонид Верещагин прямо ответил, что на производство картины «Легенда №17» (еще не вышедшая в прокат спортивная драма о знаменитом хоккеисте и олимпийском чемпионе Валерии Харламове) было потрачено 220 млн рублей: чтобы кино получилось зрелищным, нужно было арендовать каток и несколько стадионов. На постпродакш планируется потратить 270 млн рублей.

    Марк Лоло заметил, что маркетинговые затраты его компании распределялись примерно следующим образом: 2/3 – на производство и 1/3 – на продвижение. При этом фильм «Елки», собравший в прокате $ 23 млн, не появился бы без поддержки Фонда.

    Понимая недоверие аудитории, Сергей Сельянов, генеральный директор кинокомпании «СТВ», добавил:

    – Сегодня – наша точка отсчета. Скоро выйдут фильмы, давайте посмотрим. Я думаю, к концу 2012 года у нас у всех будет более позитивный взгляд на вещи. А простой пример – фильм «Дом». Это серьезная работа, картина мирового плана. Но ее не сделали бы, потому что качество стоит денег.

    Знаете, я люблю цитировать певицу Пелагею: «Чтобы собирать стадионы, нужно быть значительно проще».

    Американский Аргус неспящий

    Один из серьезных вопросов в российской киноиндустрии – конкуренция. Не стоит забывать, что, например, американские фильмы 60% сборов «делают» за границей. Они изначально ориентированы на мировой прокат.

    Дмитрий Рудовский, генеральный директор и соучредитель кинокомпании «Арт Пикчерз Студио»:

    – Средний бюджет зарубежного фильма – $65 млн. Конкурировать очень сложно. Но наша задача – сделать качественное кино и удержать российского зрителя в кинотеатрах. И чтобы выполнить ее, нужны дополнительные силы – в том числе и человеческие ресурсы.

    Марк Лоло, президент кинокомпании «Централ Партнершип»:

    – Сравните: в США выходит по 600 картин в год, 6 мейджоров выпускают 100 картин. У нас сейчас в год выходит по 60-80 российских картин. Лидеры выпускают порядка 20. За остальные мы не отвечаем, конечно. Зато теперь можем позволить себе эксперименты. Например, артстрим (раньше был в основном только артхаус).

    Игорь Толстунов, директор и генеральный продюсер кинокомпании «Профит»:

    – Раньше выходило максимум 1-3 фильма, которые были потенциально способны собрать кассу. Новая система позволит выпускать по 10-15 таких проектов в год. Первые результаты – «Елки». Это, безусловно, удача. Но, конечно, случаются и неудачи.

    Уязвимое место кино – кинотеатры

    Ситуацию в российской киноиндустрии нельзя назвать безоблачной. Проблем, само собой, немало. Еще один камень преткновения – проблема с новыми кинотеатрами, новыми точками распространения.

    Сергей Сельянов, генеральный директор кинокомпании «СТВ»:

    – Для кого эти кинотеатры строить? Для американских фильмов? Статистика выглядит так: 40 наших картин против 260 американских!

    Леонид Верещагин, генеральный директор студии «ТриТэ»:

    – Вы понимаете, строительство кинотеатров в крупных городах практически достигло потолка. Надо строить в менее крупных, а бизнес туда идет неохотно! На это опять нужна помощь государства… А без кинотеатров не будет ничего, потому что встретиться со зрителем мы можем только в кинотеатре.

    Анатолий Максимов заметил, что кинотеатры не ждут российские фильмы – практически от слова совсем. Или, если быть точнее, соотношение предпочтений – 70% «чужого» кино против 30% нашего. А Федор Бондарчук добавил, что веб, например, как альтернатива, пока что не приносит денег российскому кинематографу.

    Эрозия качества

    Но еще более уязвимое место российской киноиндустрии – человеческие ресурсы и молодые таланты.

    Анатолий Максимов, генеральный директор «Дирекции кино»:

    – Мы наблюдаем сейчас эрозию национального качества. Серьезно отстаем. Некоторых современных кино-профессий у нас попросту не существует! Сравните кадр без звука в голливудском фильме и в нашем. Посмотрите на степень наполненности этого кадра. Вы сразу почувствуете разницу. Зарубежные специалисты умеют делать все эти вещи, мы – пока что нет.

    Леонид Верещагин, генеральный директор студии «ТриТэ»:

    – Сейчас над большим проектом «Одноклассники.ру» работает Павел Худяков, дебютант. Мы стараемся привлекать молодые таланты, недавно обратили внимание на мастерскую Хотиненко.

    Федор Бондарчук, художественный руководитель и соучредитель кинокомпании «Арт Пикчерз Студио»:

    – Вот все говорят про «молодые таланты».  А где они, эти молодые? Вы придите на «Кинотавр». Там из общего числа соискателей лишь один-два вменяемых человека!

    Дмитрий Рудовский, генеральный директор и соучредитель кинокомпании «Арт Пикчерз Студио»:

    – Нам предъявляют претензию, что вот, мол, пришли большие, маленьких обидели. А на самом деле никто кроме нас в большей степени не нуждается в молодых режиссерах и продюсерах! На средне и крупнобюджетные проекты приглашаются дебютанты – вдумайтесь, это же свидетельствует о состоянии индустрии. Мы этих дебютантов из-под земли выкапываем. Мы производим много картин, нам нужны люди. Приводите!

    В целом прогнозы развития российской киноиндустрии вполне можно назвать оптимистичными. Но цыплят, как известно, по осени считают. А осень – она уже… Еще немного, и на экраны выйдут новые проекты. И будет возможность убедиться, насколько изменилось качество нашего кино. А избалованный российский зритель тем временем определится, на каких киносеансах «картинка круче» да и «попкорн вкуснее»…

    Юлия Ульянова


    Примерные планы компаний-лидеров до конца 2012 года

    Компания-лидер                              

    Проекты   

    Прогноз сборов в прокате, в рублях

    Арт Пикчерс Студио

    Духless

    Мы из будущего-3

    Одноклассники.ru

     

    675 млн

    Базелевс (Таббак)

    Елки 2012

    Джентльмены удачи

     

    990 млн

    Дирекция кино

    Высоцкий

     

    750 млн

    ПРОФИТ

    Метро

     

    390 млн

    СТВ

    Бабло

    Иван Царевич и Серый Волк

    Три богатыря на дальних берегах

     

    1,19 млрд

    ТриТЭ

    Легенда №17

    Шпионский роман

    Поддубный

     

    875 млн

    Централ Партнершип

    Бой с тенью-3

    Уланская баллада

    22 минуты

     

    1,3 млрд

    Итого

    16 проектов

    6,17 млрд

    По информации «Централ Партнершип»

    Комментарии: Добавить комментарий

    • Действительно, все проекты оч качественные, но какие-то бездушные надуманные. Кругом царство современных высокотехнологичных Сольери, Моцарта не хватает.

    • А я слыхала, что в стране не хватает кинотеатров, мультиплексов, где можно прокатывать всё это кино, также нужен единый билет, который нельзя подделать или иные махинации сотворить....

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.