Рейтинг@Mail.ru

    Как не потерять лицо первому лицу?

    24.06.2010 11:47 1 комментарий
    Вам повезло. Ваша кандидатура утверждена, приказ подписан: отныне вы - босс и начинаете руководить другими. С завтрашнего дня стену персонального кабинета будут украшать ваши дипломы и сертификаты, а дверь - именная табличка.

    "Никогда до этого не выступал в роли начальника, но я справлюсь, - говорите вы себе. - Завтра выйду "в народ" и… на перекурах, обеденных перерывах и в остальное рабочее время стану темой номер один для обсуждения подчиненными: "вождь", "сам", "кормилец…"

    Но почему-то вдруг вспоминаются слова из известного кинофильма: "Когда вы вызываете нас к себе в кабинет, мы идем, как на праздник! Мы вас любим, но где-то очень глубоко"...

    Готовьтесь - с завтрашнего дня все это может быть сказано и о вас. Ведь те, кто смотрит на вас "снизу вверх", увы, вряд ли будут испытывать сильную любовь и уважение по отношению к вам.

    "Почему? За что?" - спросите вы.

    Назовем некоторые соображения, которые обычно вызывают недовольный гул на местах, эдакий "глас народа":

    - У него зарплата - не допрыгнуть и кабинет - ого-го! У него секретарь. А еще дорогой костюм, бонусы, поездки, деловые встречи в ресторанах. Ему кофе приносят, а все остальные готовят его себе сами.

    - Он - угнетатель по положению. Согласно занимаемой должности может казнить и миловать любого. И, что самое ужасное, ЗАСТАВЛЯЕТ НАС РАБОТАТЬ! А сам сидит себе в кабинете за закрытой дверью, отдельно от коллектива. Не с нами. А кто не с нами…

    - И, главное, почему все эти блага достаются только ему? Кто он такой, чтобы распоряжаться другими?

    Каждый руководитель может столкнуться с тем, что у его подчиненных есть та либо иная причина не любить начальство. И это способно послужить толчком к тому, чтобы основательно подпортить имидж первого лица. Вашего лица, если вы - шеф. И подпортить основательно, если вы не приложите определенные усилия, дабы изменить ситуацию в свою пользу.

    С чего начать?

    Возможно, вы скажете: "Ну и что? Для меня самое важное - это отношение ко мне моего собственного руководства! И вообще здесь я главный, а кому не нравится, тех заменим! Найдем новых - кризис еще не закончился, желающих работать у нас будет море!"

    Конечно, можно найти новых людей. В конце концов, сотрудников утверждают руководители, а не наоборот. Обычно на собеседовании претендент старается понравиться работодателю, а не работодатель - претенденту. Если кандидат на вакантную должность вызывает симпатию, значит, будут и приличная зарплата, хорошие условия работы, бонусы...

    Но будьте готовы и к тому, уважаемый начинающий руководитель, что претендент вдруг выскажет необычную просьбу, например: "Могу ли я увидеть того человека, под началом которого мне придется впоследствии работать? А еще лучше - поговорить с ним?.."

    И вот соискатель встретился со своим предполагаемым шефом, поговорил и... отказался, несмотря на престижность должности, солидную зарплату и прочие преимущества. Почему? "А не сработаемся! Извините, но не смогу выработать в себе уважение к этому человеку", - объясняет он.

    Непривычно, однако и такие случаи в жизни нередки. Это позиция специалиста, который готов работать с максимальной отдачей, но в доброжелательной атмосфере.

    "Мы должны все вместе, единой командой… Самое ценное, что у нас есть, - наши люди, наш коллектив. Это основной актив компании", - не правда ли, знакомые слова? Речь как раз об этом - об отношениях в коллективе, когда все трудятся сообща, включая руководителя. Руководителя, которому доверяют и которого уважают.

    Жизненный опыт подсказывает: не так важно, каким делом заниматься, - гораздо важнее, вместе с кем! Ведь даже самые распрекрасные должностные инструкции не могут предусмотреть всех ситуаций, тем более в сложном мире человеческих отношений. Рабочий коллектив - почти семья, глава которой - руководитель. А вот какую роль будете играть вы - "отца", "отчима" или просто "совместно проживающего", выбирать вам.

    Выбрали роль "отца"? Тогда будьте готовы действовать самостоятельно, не особо уповая на тех, кто отвечает в возглавляемом вами коллектива за внутренний пиар и командообразующие мероприятия. Почему? Потому что те, кто занимается данной деятельностью, тоже часть коллектива, и с ними также необходимо выстраивать отношения.

    Сомневаетесь? Вот совет, прозвучавший из уст ведущего на тренинге для пиар - специалистов: "Не рассчитывайте на директоров. Запишите свое начальство в отдельную целевую аудиторию и работайте с ним, как с настроенным враждебно среднестатистическим прохожим". Каково?

    Итак, ясно, что руководителю-новичку:

    а) придется выстраивать отношения с коллективом,

    б) делать это лично.

    Осталось разобраться в том, как это осуществить на практике.

    Завоевываем авторитет

    Воспользуемся опытом старших поколений. Например, трансформируем жесткое "Боятся - значит, уважают" во вполне приемлемое "Строг, но справедлив".

    В далекие 80-е начальник участка так учил молодых специалистов - будущих руководителей: "Пока не наработаешь опыт, ты обязательно будешь ошибаться - все ошибаются. Будешь ошибаться у всех на виду. От других зависит, простят ли они тебе эти ошибки или повесят ярлык на всю жизнь. Можешь потерять лицо и утратить авторитет. А авторитет тебе пригодится. Иногда тебе придется не только приказывать, но и просить сделать то, что не вписывается в должностные инструкции. Зарплату ты никому за это не прибавишь. Угрожать тоже бесполезно. В ночную смену может всякое случиться. Так что остается давить авторитетом... Запоминай: твоя задача на ближайшие полгода - сначала искать малейший повод помочь каждому из своих подчиненных, а впоследствии не менее тщательно искать причину наказать за ошибку. Это - как кнут и пряник. Но главное, чтобы те, кому ты помог, чувствовали себя как бы в долгу перед тобой и перед заводом. А долги полагается отдавать... Неблагодарные в глазах окружающих будут выглядеть непорядочными. А таких "непорядочных" коллектив задавит сам".

    Метод простой, старый, но работает до сих пор, проверено практикой.

    Рассмотрим более сложный вариант, позволяющий выстроить гармоничные отношения руководителя и подчиненных: следует устранять любой повод для негативного отношения сотрудников к начальству. Конечно, речь не идет о том, чтобы ради всеобщего равенства отказаться от персонального кабинета, автомобиля и ходить в вещах из секонд-хенда. Нужно достаточно четко дать понять подчиненным цену, которую начальнику приходится платить за видимые блага его служебного положения. Ведь завидуют именно положению, а не обязанностям, которые достаточны тяжелы.

    Вспомним шутку: "У всех трудящихся два выходных в неделю, а мы, цари, работаем без выходных!" Да, кто-то из коллег в самом начале рабочего дня идет на перекур, а шеф - на оперативку. В 18.00 все спешат домой, а у начальства нет нормированного рабочего дня. Подчиненный может прийти работу в джинсах, а руководитель обязан надевать деловой костюм. Накануне дня рождения коллеги сотрудники сбрасываются по десятке, а шеф кладет сотню. Нередко подчиненные поздравляют сослуживцев по зову сердца, начальнику же необходимо поздравлять "нужных людей". Рядовой сотрудник обычно не общается с прокурором, а вот руководителю временами приходится...

    Если подчиненные будут знать и помнить обо всех этих моментах, зависть по отношению к руководству уступит место если не сочувствию, то пониманию. В итоге ответ на вопрос: "А хотел бы ты исполнять обязанности начальника?" (именно исполнять обязанности, а не занимать должность) уже не будет быстрым и утвердительным.

    Подчиненные должны иметь представление об объеме той работы, которую приходится выполнять руководителю. Если вы начинающий босс, найдите способ продемонстрировать им этот объем и нагрузку. Тут, кстати, очень даже пригодится планировка рабочего помещения в стиле оpen-space. Можно также использовать прием "один день вместе с руководителем". То есть берете на день самого неугомонного и строптивого подчиненного к себе в кабинет для оказания "посильной помощи" - вплоть до сортировки архивных дел. И лучше выбрать денек понасыщеннее, чтобы этот сотрудник хорошенько прочувствовал всю напряженность вашего рабочего ритма. Будьте уверены: вернувшись на свое место, он начнет рассказывать всем и каждому, что, мол, там, за дверью кабинета шефа, оказывается, вовсе не рай...

    Для установления хороших отношений с подчиненными неплохо быть по возможности в курсе их семейных проблем. Как раз в этом они меньше всего ожидают помощи от вас, и именно тут она даст максимальный эффект, особенно если оказана еще до того, как прозвучала какая-либо просьба...

    Вы профессионал? Предъявите!


    Вас воспринимают как угнетателя? Но ведь вы такой же наемный работник, как и остальные сотрудники. Есть конкретная работа, которую, кроме вас, никто не сделает. Да, нужно доказать, что вы на своем месте и занимаете его заслуженно. Как это сделать? Лучше всего показать свой профессионализм. Уточню: не диплом МБА, а именно профессионализм на практике.

    Один директор по продажам, например, "случайно" вместе с новеньким торговым агентом заезжал на рынок и демонстрировал свое умение вести переговоры и парировать возражения, торгуясь с местными продавцами. Выторговал 40% скидки - и у подчиненных сами по себе исчезли все сомнения относительно профессионализма шефа!

    Конечно, полезно периодически "мониторить" отношение к себе. Римские императоры и то не брезговали ходить инкогнито в народ с этой целью...

    Плоды уважения

    Резонный вопрос: выстраивая доверительные отношения с подчиненными, что вы как руководитель получите в ответ?

    Ответ очевиден: вы завоюете безоговорочный авторитет и добьетесь самой высокой степени мотивации сотрудников ("Я стараюсь, ПОТОМУ ЧТО МНЕ СТЫДНО ПОДВЕСТИ ШЕФА").

    А вам останется только ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НЕ МЕШАТЬ другим заниматься своим делом, в чем, собственно, и заключаются ваши основные функции.

    Попробуйте поступать именно так. Вам понравится работать с коллективом, который вас уважает.



    Теги: руководитель , новичок

    Комментарии: Добавить комментарий

    • Первое лицо потерял - не беда, можно в маске походить, тем более, что есть второе, третье и т.д.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.