Рейтинг@Mail.ru

    Русский мат всегда считался языком запретным, проявлением бескультурья, невежества и бунтарства. Поэтому помимо дресс-кода в приличном обществе принято соблюдать и так называемый «языковой код» – то есть быть вежливым, грамотно выбирать слова и следовать этикету. За одно крепкое словцо можно ведь и с работы вылететь...

    А вот Никита Джигурда, актер, певец и поэт, решил эти правила опровергнуть. Джигурда вообще, как известно, персонаж одиозный: и лексика у него экспрессивная, и голос ревущий, и жестикуляция бурная, а уж поэтические тексты такие, что какого-нибудь учителя русского языка того и гляди инфаркт схватит. Но, оказывается, мат актер использует вполне сознательно и даже с благородной целью! Какой именно – об этом Никита Джигурда рассказал в «Библио-Глобусе» на презентации своей новой книги с говорящим названием «Вертикаль русского мата. Батарейка Бога».

    Никто не услышал

    – Я начну с образного сравнения. Еще в XX веке ученые выдвинули идею, над которой поначалу все смеялись. Она заключалась в том, чтобы жизненно важное лекарство, отторгаемое организмом человека, транспортировать с помощью вируса (то есть внедрить его в вирус гриппа, например), который, в свою очередь, легко проходит в организм. И сегодня уже есть подобная разработка. Так вот это почти про меня! Я точно так же использую мат – идеологически, в лечебных целях.

    Вы знаете, моя мама, которой сейчас 77 лет (а у нас семья – конструкторы, инженеры, в секретном военном институте работали, никогда не матерились), мне однажды сказала: «Вот если заменить все твои хулиганские слова, то по смыслу, по сути (по сверхзадаче, как я это называю), будет же все правильно! Ты же это для любви, для нравственности, да?». Я ей отвечаю: «Да, конечно, мама». Она мне: «Так, сынок, может, все-таки заменишь?». И тогда я ей напомнил мой предыдущий опыт: «Мама, несколько лет назад у меня вышла книжка «Совершенствуя вечность» в «Золотой серии поэзии», и – тишина. Я тогда на пресс-конференцию звал журналистов, и презентации устраивал, и поил бесплатной водкой, и кормил – и ничего, никакого резонанса. Никто не заинтересовался, не услышал…».

    Мы с вами сейчас живем в счастливую эпоху – новую эпоху, когда можем коллективным сознанием изменить нашу жизнь. Но вот романтическим словом поменять ничего невозможно, потому что тот идеализм, который присутствовал в поколении шестидесятников, семидесятников, теперь уже должен быть одет в доспехи. Аленький цветочек должен быть защищен!

    Я как-то дал почитать стихи сыну. Он вернул их со словами: «Папа, честно – ты прямо, как Пушкин». Я только было обрадовался, а он добавил: «Такой же несовременный и скучный. Понимаешь, не разговаривают сейчас таким языком. Жизнь жестче…».

    Сверхнормальный Джигурда

    – У меня была бурная молодость, я публично читал стихи. Как-то даже забрали в дурдом, там кололи транквилизаторами и пришили мне диагноз за то, что я сказал врачам: «Я продолжаю дело Пушкина, Есенина, Маяковского, Высоцкого!».

    Спустя годы меня проверяли в институте Сербского – ну знаете, не псих ли я, не наркоман ли, гетеросексуал или нет, не извращенец ли и т.п. И пришли к выводу, что у меня правое и левое полушария одинаково развиты, как бывает у гениев и маньяков. Что я стопроцентный (или даже тысячепроцентный) гетеросексуал, наркотиков в моей крови не обнаружено. Зато есть букет психологических особенностей, которые подходят для творческой работы. «А если заставить Джигурду делать рутинную работу, какую делают многие люди, он просто сойдет с ума», – это врачи сказали. Я им тогда напомнил о встрече с их коллегами много лет назад и о моем желании заниматься творчеством. И о том, что они тогда посчитали меня ненормальным.

    Черный пиар

    – Я счастливый человек, я Овен и Бык, и хоть это доставляет много хлопот моим близким, но я никогда тотально не пошел против совести. Очень многое из того, что вы видите – это черный пиар. Джигурда то, Джигурда сё, вот он голый скакал и т.п. – это все мелкие подвохи, которые я просто не довожу до судебного разбирательства, потому что у меня есть принципы. Я даже стихотворение на эту тему написал: «Я не ищу у неба оправдания. Я сам себе судья, и я простил себя и недругов своих заранее. Их возлюбив, я чудо воскресил».

    Я помню, меня безбожно мочили в желтой прессе, заказывая анти-пиар, потому что я трижды отказался от очень выгодных предложений с точки зрения шоу-бизнеса. Например, после фильма «Любить по-русски» мне предложили устроить кампанию со мной в виде былинного богатыря. Инициатива была – выгнать всех «черных» вон из России. А я говорю: «Вы фильм видели? Да это же кино про то, что русский – не национальность, а состояние души людей, родившихся на Земном шаре. Я не могу согласиться…» . Или было еще такое предложение: «Давай мы тебя раскрутим на мировом уровне, ты будешь миллионером, но только имидж и репертуар мы тебе диктуем – такой контракт». Я на это сказал: «Ребята, а вы могли бы то же самое предложить Высоцкому, например?» Они: «Ну, времена-то другие…». А я им: «Нет! Времена те же самые».

    Озарение в храме Орфея

    – Ключевым моментом в моей судьбе стала поездка в Болгарию. Шесть лет назад раздался звонок от Никиты Высоцкого, и он просил его выручить: «Подставил продюсер, а надо дать десять концертов памяти отца, ты будешь петь его песни, а я почитаю стихи, видео покажу…». Я сразу же согласился: о чем речь, я с 13 лет был подсажен братом на песни Высоцкого, для меня его строчки «Узнай, а есть предел там, на краю земли, и можно ли раздвинуть горизонты?» был девизом по жизни.

    И вот я даю согласие, и буквально на следующий день – мистика – раздается звонок с Первого канала: Надюша Бабкина хочет с вами петь, программа «Две звезды», несколько тысяч долларов за программу. Я – дело не в деньгах. На следующий день звонит канал «Россия»: мы предлагаем вам танцы на паркете. И так далее. В общем, предлагают петь, танцевать, бабки, Бабкину и все что, хочешь.

    А я пообещал Никите и всем прочим отказываю, даже не сомневаясь. Они обиделись – никто не же отказывает Первому каналу. Но я ни разу не пожалел об этом.

    Одним словом, как-то утром в Болгарии нас повезли на экскурсию в храм Орфея. Там усыпальница, склеп прямо на горе. И в этой местности расположен так называемый звуковой коридор – в прошлом жрецы становились на определенные горные точки и пели мантры – и покрывали все пространство, такая акустика. Никто не пробовал проверить это, а я проверил: встал на вершине и крикнул: «Любовь! Ай лав ю!». Слышали все – даже те, кто проходил внизу, у подножия горы. И вы знаете, на следующий день я на одном дыхании сочинил стихотворение «Всем давно понять пора, на земле кукуя, нету ### без добра и добра без ###».

    Я вернулся домой и сыночку своему зачитал, так он сразу же попросил переписать слова. И тогда я понял, что вся эта золотая серия поэзии, весь этот цикл, ни моему сыну, ни телевидению, ни радио не нужны. Никому, кроме небольшой группы людей. А это похоже на «Игру в бисер»: такая модель духовного института, где крутые ребята в собственном соку варятся, отдельно от жизни. И я понял, что не нужно отрываться от этой самой жизни, нужно писать в современном ключе. И теперь я мат использую как мистериальный язык.

    В гомеопатических дозах

    – Понимаете, главный вопрос: как сказать о самом важном так ярко, так мощно, чтобы не смогли увести тему? Как это стало с моим сборником лирически-философским, с моими спектаклями, фильмами.

    И вот, когда на меня пять лет назад стали делать пародии, выставляя варваром, я сказал Марине (Марина Анисина, жена актера – прим. ред.): «Слушай, это надо использовать!». Я стал всячески подыгрывать, надевать маску чудища – потому что мне все равно, как говорить о любви.

    Я внутри совершенно другой человек, с удовольствием уехал бы на Алтай, ушел бы в свои голодания (я занимался духовными практиками довольно долго – об этом не известно тому, кто знает Джигурду-«варвара»). Поэтому я взываю к тем, у кого есть логика. Ну, подумайте: если бы я хотел пиара, денег, разве я писал бы матерные стихи? Да я просто пошел бы на те компромиссы, которые мне предлагали – классно, профессионально, быть миллионером, а-ля любить по-русски, разводить толпу...

    Кроме того, не надо забывать: гомеопатическую дозу русского мата использовали Пушкин, Есенин, Бродский и многие другие.

    Одним словом, я свято верю, что использую матерную лексику не для того, чтобы разрушать, а чтобы усилить драйв любви. Я считаю, что лучше быть матерящимся хорошим человеком, чем тихой воспитанной тварью.

    Записал Марат Стефанов

    Чтобы дать читателю возможность сравнить два стиля, iworker решил опубликовать не традиционно-матерное стихотворение Джиурды, а что-нибудь из его философской лирики, которую сам актер считает скучной и несовременной. Судите сами.


    Философский

    Не просто так во многих наших сказках
    Жанр фэнтези присутствовал давно.
    Ивана-дурака, Емели маска
    Сегодня актуальны вновь и вновь.
    По-щучьему велению, по моему хотению
    Пусть сбудется желание моё.
    Пусть мира тонкого великие творения
    Наполнят эту землю до краёв.
    И пусть все скептики и циники увидят
    Взаимосвязь космических миров,
    Где сплетни, торги, беды и обиды,
    Как детский лепет мелких фраеров.
    Я подожду, пока прозреют люди,
    Которые считают род людской
    Греховным, отвратительным и грубым,
    Поскольку он нисколько не такой.
    Род человеческий есть огненный ковер,
    Покрывший эту плотную планету,
    С глубинной целью размягчить её в пух и прах
    В прямом и переносном смысле.
    К Свету направить эволюцию Земли,
    В ускоренном и заданном режиме
    Самосознанием природу напоить,
    И сделать недвижимое движимым
    И устремляющимся в тонкие миры
    Единого источника всей Жизни,
    Откуда мы пришли, чтобы открыть
    Себя в той части, где мы обездвижены.


    Теги: Никита Джигурда , мат

    Комментарии: Добавить комментарий

    • Оправдывая матерщину, надо копать глубже: не тот мат, что от Джигурды, а тот, от которого сам Джигурда.)

    • а стишки без мата-то - нудные-нудные, ни одного интересного образа.

    • Зачем такому красивому мужчине вся эта истеричная клоунада...

    • Да он дурак-харизматик, когда-то себя Вилли Токарев про себя спел: "Мне не хватало немного ума". Вот вроде бы все у человека есть; и харизма, и фактура, а ума не хватает. И приходиться как-то этот недостаток компенсировать, эпатировать публику, голому на публике поскакать, то книжечку матерных стишат выпустить, то через СМИ пообещать дать в репу другому харизматику, или наехать на патриарха. В общем-то все предсказуемо.

    • Его перепевки Высоцкого совсем никуда, это просто обезьянничание и ничего больше, попытки пародиста скопировать интонации. Опять же непонятно, кто реально может пародировать Высоцкого? Видимо, это должен быть настоящий гений достойный Владимир Семеновича, тут нужен даже ум, а умище, а его как раз и не хватает нашему"красивому мужчине", у Джигурды по-факту работа на невзыскательную публику, подогретую бухлом. Да х .. с ним.)

    • Матерящийся по определению не может быть красивым, а вот тихий, воспитанный - это уже интересно, и лозунг Джигурды - "ори громче, хватай и хавай" - ничего кроме геморроя не даст ему обрести, и не окружение тому виной, а он сам, если, конечно не одумается, и не перестанет себя "мазать грязью"...

    • Профиль автора удален. Комментарий оставлен 16 ноября 2012 года в 9:51
    • Он в праве вести себя по скотски.... А мы вправе зачислить его в нерукопожатное быдло!
      И, кстати, напомню: ... Некоторое время назад на самом старте одного из выпусков телешоу "Последний герой" он просто СТРУСИЛ спрыгнуть с вертолёта в океанскую воду... с очень незначительной высоты - что-то метров с 3,5 - 4... Вот его ИСТИНАЯ мужская сущность!!!

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.