Рейтинг@Mail.ru

    Чтоб ты жил в эпоху парадоксов!

    2.08.2012 18:32 3 комментария

    Честно говоря, не ожидал, что моя колонка о социальных сетях вызовет такой бурный пользовательский интерес. Значит, тема актуальна! Один из читателей предложил мне в следующий раз обсудить опасность Интернета. Сделано это было с зарядом сарказма в несколько килотонн, но, я решил, что разочаровывать читателей не следует – и честно начал такую колонку писать.

    Поверьте, как откровенно желтых статей, так и серьезных научных исследований на эту тему хватает: от первых волосы дыбом встают – такое впечатление, что люди писали этот бред в сильно измененном состоянии сознания, от вторых – становится также достаточно неуютно…

    И пока я собирал материал, тема повернулась совершенно по-иному. Давайте поговорим с вами о парадоксах Интернета. Поскольку Сеть сейчас, прежде всего, парадоксальна. По сути, это один большой концентрированный парадокс, оказывающий огромное влияние на развитие наиболее обеспеченной и активной части общества, которое принято называть «западным». На Восток, конечно, тоже, но восточный Интернет, это отдельный разговор. Это Вьетнам с его законодательным ограничением доступа к игровым сайтам  после 22:00; это Южная Корея с «Варкрафтом» в роли национальной религии; это Япония, где тоже популярны вещи для европейца весьма странные.

    Так, почему парадоксы? Разработанная военными Сеть, ставшая главным коммуникационным каналом человечества, средство, которое позволяет в режиме реального времени узнавать о событиях в любом уголке планеты – и всячески способствует распространению мифологизированного сознания, Паутина, которая, по идее, должна объединить человечество – и которая все сильнее служит разъединению и  все сильнее разъезжается в разные стороны, превращаясь в отдельные платформы.

    Начнем с мифологизации сознания. Казалось бы, все должно быть наоборот, говорят, будто бы создатели и первые пользователи Интернета действительно верили, что вот теперь появится огромная всемирная библиотека и наступит всеобщее царство науки, гуманизма и благоденствия. Ага, щаз!

    «Человека-слизняка распилили пополам», «Она показала всё!!!», «Предсказания Ванги!», «Только три знака Зодиака в этом году будут счастливы!», «Ученые доказали существование Бога!». И так далее, и тому подобное… Я одно время коллекционировал эти рекламные перлы, потом бросил, ибо там прекрасен каждый. Но это лишь верхний слой проблемы – незначительный, но яркий. Дело в том, что сейчас в Интернете нет сколько-нибудь действенной системы фильтрации и разграничения информации. Точнее, есть, но она такова – в режиме наибольшего благоприятствования к пользователю допускается только тот контент, который так или иначе будет продаваться или способствовать продажам. Для этого существуют мощные аналитические инструменты, и сила воздействия на пользователей всякого рода коммерческого контента будет только возрастать.

    Хотите сказать, что есть же и научные проекты, есть Википедия и так далее – а вы поинтересуйтесь рейтингами посещаемости сайтов в Рунете. Забавные данные, доложу я вам. Добавим сюда еще одну интересную психологическую штуку – понижение способности этической оценки и эмоциональной реакции на события, и получаем то самое мифологизированное сознание. А всё это уже есть – психологи выяснили, что после определенного порога частоты обновления информации и смешивания информации разной значимости в одном ряду, люди перестают ее эмоционально воспринимать и оценивать. Иными словами, если в одном новостном блоке в идентичном оформлении вы видите новость о крупной катастрофе, победе какой-нибудь певички на конкурсе, разводе очередной суперзвезды и геноциде в Африке, то для вас все эти события начинают иметь одинаковое значение. Одинаково малое, как правило.

    Все это начинает восприниматься, как происходящее где-то в неопределенном «там». Все, что находится за пределами прямого взаимодействия, становится мифом.

    Продолжим. Говорите, Интернет – всемирная Паутина? Да этого и в помине нет! «Ты во Вконтакте есть?». «Неее – я в Одноклассниках!». На обоих с презрением смотрит продвинутый фейсбук-хипстер с айфоном, а из-за великого китайского фаерволла с удивлением выглядывает раскосый юноша, вообще слабо понимающий, о чем это они...  А просто дело в том, что после достижения определенного количества информации, человеческий мозг начинает отсекать то, что он уже не в состоянии воспринимать. Он старается организовать информацию и взаимодействие с другими людьми по определенным правилам. И, оп-па, сегодня мы имеем социальные сети, каждая из которых дает пользователю готовый набор правил поведения и функционал для взаимодействия.

    А Интернет, как таковой, продолжает исполнять ту роль, которую исполнял всегда – роль транспортной системы между этими материками-платформами, островами-большими сайтами и крошечными островками местных досок объявлений и форумов.

    Расхождению материков общения в разные стороны сейчас способствуют и еще две причины – и эта роль, на самом деле, определяющая. Все более пристальное внимание уделяют Интернету государства. Понятие «цифровой суверенитет» из абстракции превращается в конкретные законодательные инициативы, бюджеты и меры по контролю и ограничению.

    Но даже роль государства не столь значительна, как роль бизнеса. А бизнесу нужна четко определенная целевая аудитория, с точно определенными моделями поведения и другими поддающимися измерению и корректировке параметрами. Включая пол, возраст и уровень дохода. Надо их только грамотно собрать в одном месте и неторопливо окучивать, не вызывая лишнего беспокойства и ненужных мыслей.

    Так что, единого цифрового братства и Интернета поверх барьеров не будет? А что будет? Перейдем к футурологии. Как обычно, возможных сценариев развития несколько. И реализуется тот, о котором сейчас мы даже не предполагаем.  Но отчего бы и не пофантазировать…

    Вполне логичным мне представляется вариант расслоения человечества в ближайшие несколько сот лет на массу потребителей, которым, кроме монотонного потребления полученных свыше благ и виртуальных развлечений, ничего не надо; управляющих ими корпоративных вампиров, у которых произошли изменения уже не только на психофизическом, но и на биологическом уровнях, и техномагов – людей, использующих достижения информационных технологий на полную катушку для своего индивидуального развития. Но какое-то количество людей пойдет по альтернативному пути, развивая возможности человеческого организма и все дальше уходя по пути биоцивилизации.

    Впрочем, есть и другой путь – объединение человечества вокруг единой для всех Великой Цели. Например,  экспансии человечества в Космос. Парадоксально, но именно Интернет в этом случае мог бы послужить наилучшим средством объединяющей коммуникации. Однако нужно ли это нам?

    Максим Макаренков


    Теги: парадоксы Интернета , социальные сети , опасность всемирной паутины

    Комментарии: Добавить комментарий

    • да, очевидно, что до мирового братства далеко - существует огромное количество барьеров - от языковых до законодательных и просто интеллектуальных. Брешь между теми, кто может обрабатывать огромное количество ценной информации, отделяя ее от информационного мусора, и информационными идиотами, читающими про людей-слизняков, по-настоящему непреодолима. возможно это приведет к самой жесткой форме "фашизма" - интеллектуального.

    • Как бы то нибыло, а мы живём в совершенно интересное, с точки зрения событий не только в масштабах страны, но и в мире: подумать только, сколько всего нового появилось (слава богу, что не оружия): телевидение, сотовая связь, интернет, сменилось тысячелетие, столетие, и даже власть другая, правда, про власть особой радости как-то не получается... и как это всё пережить и не сломаться, или не свихнуться, а достойно уйти, не наследив погано - сложно, но необходимо...

    • Языковой барьер самая главная трудность, а так все нормально.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.