Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Обучение \ Учим английский по-новому: работаем с установками

    Учим английский по-новому: работаем с установками

    Я продолжаю рассказ о новой методике преподавания английского языка, которую уже давно и успешно применяет в своих курсах Effortless English и Power English известный американский преподаватель A.G. Hoge (http://effortlessenglishclub.com/).

    Начало разговора:

    ·                    учим английский по-новому: властелин эмоций (http://iworker.ru/lesson/410081)

    ·                    учим английский по-новому: властелин мыслей  (http://iworker.ru/lesson/422067)

    Установки – еще одна важная составляющая управления психологией, мобилизации ваших внутренних ресурсов. Работая с установками, можно увеличить скорость обучения в два раза. И не только иностранному языку.

    Есть два типа установок – ограничивающие и расширяющие. Давайте сначала поговорим об ограничивающих. Как уже понятно по названию, ограничивающие установки – это то, что не дает вам развиваться, что останавливает вас в вашем страстном желании становиться лучше и лучше с каждым прожитым днем. По утверждению А.Г. Хоуга почти все студенты, изучающие английский, имеют такие установки, и у многих эти установки выражены очень сильно. Как назвал это один японский студент Хоуга – «травма от английского». О чем таком он говорит? Что такое травма? Это телесное повреждение, ушиб, рана и т.д.  Здесь речь идет об эмоциональном «повреждении», сильном эмоциональном переживании. Когда-то в прошлом этот студент имел очень неприятный, мучительный, тягостный опыт английских уроков. Этот негативный опыт формирует установку, которая затем перерастает в убеждение – «я очень слаб в языках» или еще хуже: «языки – это не мое». Это может быть правдой, может быть неправдой, но это является ограничивающей установкой, мешающей в изучении языка.

    Другое распространенное предубеждение: «английский – трудный язык» или «английский – очень сложный и запутанный, пишется одно – читается другое» и т.д. Это просто установки. Для носителей английского он очень прост. Им с легкостью пользуются дети, старики и раненые.

    Кстати, о детях. Для  ребенка любой язык прост. У ребенка нет предварительных установок, что язык – это трудно или что это не его. Попадая в компанию англоязычных детей, ребенок уже через несколько дней сможет общаться с ними на равных. Может быть, нам тоже нужно забыть о своих ограничивающих установках и поверить, что осваивать язык – это очень просто? Как красиво и правильно звучит все на словах, и как на самом деле трудно взять и забыть свои предубеждения, но иногда достаточно просто осознать их, и процесс обучения пойдет быстрее.

    На чем основываются установки? На прошлом опыте. Например, у вас есть устоявшееся мнение, что «английский – это муторно и скучно». Откуда это всё идет? Правильно, со школы. Когда вы вспоминаете об английском, вы одновременно вспоминаете уроки в средней школе, когда учительница поправляла вас, и вы чувствовали себя неловко. Или вы вспоминаете скучные тесты, которые ничему не учат или исправления в тетради, сделанные отвратительной красной пастой, или что-то еще. И вот вы уже начинаете кидать в этот костер бревна своих негативных воспоминаний и получаете в итоге хорошо сформированное, устоявшееся, обоснованное и основанное на личном опыте мнение, что языки это в принципе трудно, скучно и совсем не ваше призвание. С этим ничего не поделаешь. Рожденный ползать. Нет у меня способности к языкам – и все. This is the end.

    Все это неправда! Способности к языкам есть у всех, иначе вы не смогли бы с такой легкостью освоить свой первый, родной, язык. Впрочем, не об этом речь. С негативными установками, устоявшимися мнениями, предубеждениями и прочее нужно что-то делать. Их нужно как-то ослабить. Понятно, что они есть, и нужно от них избавляться, но как? А. Г. Хоуг дает простой рецепт: «you just have to question the references».

    Что это значит? Вы должны задавать вопросы о своем прошлом опыте, лишая свой опыт его былой силы. Давайте попробуем. Сейчас я задам вам вопросы о вашем прошлом опыте изучения языка. У вас были замечательные уроки? Это были фантастические уроки с удивительными, веселыми и позитивными учителями? Вы чудесно проводили время на этих занятиях, да? Вам все там нравилось? Все было прекрасно. Понятно, что большинство ответит «нет». И вот что интересно. Если уроки неинтересны, может, они и являются проблемой. Дело ни в вас, ни в английском, а в тех непродуктивных уроках, которые с нами «проводили» и в тех устаревших учебниках, по которым нас заставляли учиться?

    Ваши школьные учителя, конечно, использовали самые передовые, самые интересные, самые новые методы? Они много исследовали процесс обучения и выбрали самое лучшее, да? Или, может быть, они использовали те же учебники, что и все, те же задания, что и все, те же методы и те же тесты? Может быть, именно поэтому английский вам кажется трудным, потому что методы, которые вы использовали или использовал ваш учитель, тоже были трудными? Или вы думаете, что изучение языка – скучное занятие, просто потому, что вы пользовались скучными методами? Вы ходили на скучные уроки к скучным учителям. Опять мы приходим к тому, что скучен не сам по себе язык, а скучны сами методы, приемы, как ему обучают. То, как вас обучали в прошлом, ваш прошлый опыт, тот способ, который вы использовали. Подумайте об  этом внимательно. В деталях. Ослабьте установку. Challenge your limiting beliefs.

    Еще один вопрос к прошлому опыту. Вы знаете, что такое глубокое изучение языка? Например, вы берете одну главу из книги и осваиваете ее полностью, каждое слово, каждый оборот и нюанс, стопроцентное понимание. Вас учили этому в школе? Думаю, что нет.

    Последний вопрос. Можете не отвечать. Вы в школе учили грамматические правила? Вы пытались запомнить наизусть времена английского глагола и кучу других правил? Они вам помогали в жизни? Вспоминались в самый нужный момент, автоматически и без усилий?

    Вывод простой. Идея о скучности языка основана на том, что нас учили не те, не тому, не так и не там. И хватит об этом. Теперь поговорим о вещах более приятных – о расширяющих установках.

    Вы должны сами решить, какие установки делают вас сильнее. Вот пример такой позитивной установки. Вы можете заменить ею свои прежние ограничивающие предубеждения. Скажите себе: «My brain is a natural language learning machine». Это действительно так. Все современные исследования доказывают, что наш мозг идеально приспособлен для изучения естественных языков. Он создан для этого. Это должно быть легко. Это должно быть без усилий. Вы должны чувствовать себя при этом отлично. Вы учили свой родной язык именно так. Вам же не было трудно, правда? Итак, это будет первой расширяющей установкой. Напишете эту фразу (лучше сразу на английском), прикрепите на видном месте и повторяйте в течение дня: «My brain is a natural language learning machine».

    Следующая установка, которую вам нужно освоить и принять – «English can be fun and effortless». Английский может быть веселым и легким. И это действительно так, на следующих уроках мы поговорим об этом специально.

    Чтобы укрепить эти установки, нужно найти пример. Один пример я вам дам, другие вы сможете обнаружить сами. Оглянитесь вокруг, может быть, среди ваших знакомых есть люди, которые хорошо говорят по-английски или на другом языке? Я расскажу вам об одном таком человеке. Его зовут Стив Кауфман, он автор книги The Linguist. Он убежден, что изучение языков – это очень легко и интересно. Сам Стив – канадец, носитель английского языка. Кроме того, он говорит на китайском (кантонском и мандаринском диалектах), японском, русском, шведском, немецком, итальянском, испанском и, конечно, французском. Стив Кауфман не учит грамматических правил, не пользуется учебниками, он просто слушает и читает на языке то, что ему интересно. Он полностью сосредоточен на значении, на смысле, и совершенно не обращает внимания на грамматику. Она усваивается автоматически. Для Стива изучение языка – увлекательный и приятный процесс.

    А.Г. Хоуг заметил, что сходные установки имеют и его наиболее успешные студенты. Студенты, которые быстро обучаются, легко проходят тесты и бегло говорят на английском, имеют сходные убеждения: изучать язык легко, изучение языка – это естественный процесс, мозг хорошо усваивает новые языки, нужно думать о значении, а не о грамматике. Если вы хотите быть такими же успешными, как эти люди, то должны думать как они и иметь похожие установки.

    Домашнее задание будет таким. Вы должны написать на бумаге несколько позитивных утверждений о языке. Это может быть «My brain is a natural language learning machine» или «English can be fun and effortless» или «I love English» или что-то еще, что вас вдохновляет и придает сил. Каждый день вы будете колдовать, произнося эти фразы как заклинание. В следующий раз, когда вы будете настраиваться на занятие – помните по нашим прошлым урокам? – прогулка, осанка, дыхание, улыбка – добавьте сюда еще один элемент: громко произнесенное вслух заклинание, аффимацию, магическую формулу – «English can be fun and effortless». Громко, с улыбкой – так, чтобы все слышали. Пусть считают вас сумасшедшим, это лучше, чем быть беспомощным и скучным. Я обещаю вам, если вы будете делать это перед каждым уроком, процесс обучения пойдет намного-намного быстрее. Расправьте плечи, глубоко вздохните, улыбнитесь до ушей и скажите: English can be fun and effortless. Теперь ваше тело, ваше сознание и ваши установки слились в едином порыве и готовы порвать английский как грелку. Удачи!

    Алексей Яковлев



    Теги: урок английского языка , новые методики изучения языка
    Смотрели:

    всего 54407 раз



    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.