Рейтинг@Mail.ru

    «Крок» бай крок

    5.10.2010 18:10 0 комментариев
    Поскольку наш ресурс день ото дня прибавляет в кинематографичности, хочу поделиться впечатлениями о недавнем событии – фестивале анимации «Крок». Этот единственный в мире плавучий международный фестиваль анимационного кино состоялся в конце сентября на борту теплохода «Виссарион Белинский», проплывавшем по Волге. Остановки в пути: Нижний Новгород, Самара, Саратов, Волгоград, Чебоксары, Казань. Везде вроде бы планировались встречи, показы фильмов, выступления клоунов. Но оказалось, что только не в моем родном Саратове. Для горожан эта информация прозвучала, как джазовая композиция в «Такси-блюз» Петра Мамонова. Она, если вы помните, называлась «Отдыхаем без тебя».

    То есть не было, как у нас принято в подобных помпезных случаях, ни зеленых ковровых дорожек, ни ансамбля «Саратовские гармошки», ни харизматичного губернатора в полосатом костюме…

    Наверное, поэтому всемирно признанные аниматоры, ничуть не стесняясь «легких» четырехдневных посталкогольных припухлостей и помятостей, живенько отправились исследовать окрестности, донимая прохожих вопросами, «что у вас тут можно посмотреть?».

    Мимо меня с фотоаппаратом на крейсерской скорости пробежал почетный председатель фестиваля Юрий Норштейн, уже лет тридцать снимающий свою вечную «Шинель». По сообщению одного нижегородского сайта: «Юрий Борисович прилагает усилия, чтобы форсировать эпопею создания ожидаемого всеми шедевра. Для этого он решился... продать с аукциона некоторые наброски к мучительно рождающейся ленте, рисунки были выставлены летом в столичной «Галерее на Солянке». В случае успешной их продажи и в сумме с другими накоплениями режиссера денег должно хватить года на два работы по «пошиву» «Шинели»».

    Догоняя Норштейна бежал «оскароносец» из Ярославля Александр Петров. За ним – спонсор призового фонда, французский миллионер Франсуа Соломон с русской супругой. А что вы хотели, стоянка теплохода всего три часа…

    Генеральным партнером нынешнего «Крока» стала группа компаний «Мир детства», чьим представителем на фестивале оказалась моя сетевая знакомая, режиссер мультипликационных фильмов Алена Оятьева. Раньше девушка работала в мультипликационной студии «Пилот», но теперь, после ухода из жизни Татарского, «Пилот» тоже приказывает долго жить. Находящаяся на теплоходе вдова режиссера, к слову, искала хорошего человека, которого могли бы заинтересовать 33% ее «пилотовских акций». А Алена нашла другую работу.

    Для Алены я и провел короткую экскурсию по нашему славному городу. Я еще раз на «бис» вам повторю. Показал ей по-быстрому дом, где юный Миша Лермонтов первый раз спросил своего дядю: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром?». Еще один знаковый домик XX века из туфа, экс-кафе «Ледок», где в мое детство стояли чудеса советской инженерии – пивные автоматы по 20 копеек. Показал даже святую святых местной интеллигенции – дом-туалет с желобком (во дворе современной пивной «Айриш паб»). Туда еще в XIX веке часто и помногу ходили саратовские сливки общества. Говорят, даже мой самый именитый земляк – Николай Гаврилович Чернышевский – ходил в этих местах. К сожалению, сегодня дом-туалет находится в упадке, буквально падает на бок, а на дверях висит огромный ржавый замок. А мне даже кажется, что идея великого романа «Что делать?» зародилась именно тут. Так что, будете в наших краях – не стесняйтесь, обращайтесь.

    Алена, в свою очередь, рассказала мне, как проходят трудовые фестивальные будни. Оказалось, что на конкурс было заявлено 800 анимационных фильмов, из них до участия в конкурсной программе допустили лишь 150, а уже из них предстоит отобрать десять призеров.

    Как смущенно призналась Алена, выпивать и при этом смотреть мультфильмы – «работа адская». Но куда деваться, все отечественные мультипликаторы, «люди старого обряда», употребляют под мультфильмы не менее 750 граммов алкоголя в день (а если только 450, значит, ты в глубокой завязке).

    Из инсайдеровской информации я заранее узнал, что на приз может рассчитывать фильм «Еще раз», который сделала девочка из ярославской школы-студии Александра Петрова. Сделала по-честному, рисовала краской на стекле слайды, потом снимала их, заметьте, на пленку. Так, в общем-то, и получилось.

    /Награды «Крока»/
    Гран-при и $5000 – «Мадагаскар: путевой дневник», режиссер Бастьен Дюбуа, Франция.
    Особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» – «За высший пилотаж» и $3000 – «Еще раз», режиссеры Екатерина Овчинникова, Татьяна Окружнова, Елена Петрова, Алина Ахьяева, Наталья Павлычева, Марина Архипова, Россия.
    Специальный приз жюри и $4000 «За лучший детский фильм» – «Маленький мальчик и чудовище», режиссеры Йоханнес Вайланд и Уве Хайдшеттер, Германия.
    Специальный приз жюри и $4000 «За поэзию, переведенную в анимацию без слов» – «Маяк», режиссер Велислава Господинова, Болгария.
    Приз зрительских симпатий и $1000 – «Мадагаскар: путевой дневник».

    Думаю, как же повезло Ярославлю с земляком! Ведь, чем хорош Александр Петров? Не только уникальной авторской техникой рисования пальцем по стеклу, но и тем, что свой «оскаровский» титул он несет, как свет просвещения. Требовательно прививает детям вкус к профессиональному кинотворчеству, а не к поделкам уровня кружка «по макраме и вышивке». Желает создать в Ярославле анимационную школу-студию мирового уровня. И совершенно честно при этом не брезгует коммерческой работой, снимая мультфильмы про шоколад и про шампунь. И тоже талантливо.

    Так что, вряд ли стоит пугаться прогнозов пессимистично настроенного автора «Ежика в тумане», говорящего о гибели отечественной мультипликация: «Заслуженные аниматоры, отточившие мастерство на авторских фильмах, попали в полную зависимость от продюсерского кошелька, тем самым, лишив себя свободы слова».

    Как бы там ни было, в следующем году фестиваль проплывет по рекам Украины, а в переводе с украинского «Крок» – это шаг. Так что, «крок бай крок», и все получится. И у Норштейна – доснять «Шинель», и у Петрова – сделать в Ярославле студию мирового уровня, и у нас – все это увидеть.


    Теги: международный анимационный фестиваль , Крок , Юрий Норштейн , Александр Петров

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.