Рейтинг@Mail.ru

    Лорд-коротышка и его создательница

    14.06.2011 14:41 1 комментарий
    Среди современных зарубежных фантастов, чьи книги в русских переводах увидели свет сравнительно недавно, немало крепких «середняков» – профессионалов, но мало авторов, чьи романы хочется перечитывать. Однако американка Лоис Буджолд, с которой наш читатель впервые познакомился полтора десятилетия назад, – как раз из тех немногих, безусловно, достойных внимания.

    Литературная карьера этого автора заслуживает несомненного уважения. Женщина-фантаст – фигура для США не слишком редкая, однако женщина-фантаст с сильным мужским характером, женщина, которая создает запоминающиеся образы персонажей-мужчин (один из которых приносит ей всемирную известность), – явление нечастое.

    Лоис Макмастер Буджолд родилась в середине минувшего столетия, первое свое НФ произведение опубликовала, когда ей исполнилось 36 лет, а годом позже увидели свет ее романы «Ученик воина» и «Осколки чести», открывшие так называемый «форкосигановский цикл», наиболее популярный у читателей. Главным героем этого цикла становится любимый персонаж романистки, Майлз Форкосиган. Этот герой демонстрирует лучшие качества в последующих романах.
     
    Чем подкупает читателя крошка Форкосиган? Не мощью мускулов, не знанием фантастических приемов рукопашного боя и не умением обращаться с разными видами оружия (тут герои Гордона Диксона дадут ему сто очков вперед). Майлз – духовный родич всем нам хорошо знакомого Шурика из фильмов Гайдая: он берет не силой, но умом и находчивостью. С рождения хрупкий и слабенький, герой романов Буджолд переполнен энергией изобретательного ума, способного отыскать выход в самой невероятной ситуации. Едва ли не впервые центром повествования становился не высоченный конфетный красавец с бицепсами Шварценеггера, но интеллектуал самого невзрачного телосложения, едва ли не карлик (последствия покушения заговорщиков на его маму в период беременности).

    Литературный – равно как и кинематографический – канон побуждал персонажей с ярко выраженными физическими недостатками становиться мизантропами и тратить всю свою энергию на месть окружающему человечеству. Писательница с удовольствием ломала стереотип, вырастив в пробирке своего воображения доброго и симпатичного гомункула. Осознание героем своего физического несовершенства не породила в нем ненависти к ближним и дальним. Другое дело – желание быть не хуже других и даже лучше.

    Согласно сюжету романов, Майлз, будучи сыном одного из высших чиновников Барраярской империи, с самого детства старался доказать и окружающим, и себе, что он – отнюдь не бесплатное приложение к своему высокородному папе, а самостоятельная личность, человек, умеющий совершать Поступки. В романах «Цетагангда», «Игра форов», «Границы бесконечности», «Братья по оружию», «Комарра» «Память», «Гражданская кампания» и других Форкосиган-младший демонстрировал ум, волю, сообразительность, человеколюбие и, конечно же, умение выходить за рамки предписанных инструкций во имя конечного результата. Проходя сложную многоступенчатую последовательность звеньев барраярской карьеры (от курсанта военного училища до Имперского Аудитора – в последних романах), Майлз культивировал в себе привычку умного неподчинения в тех случаях, когда точное следование уставам могло привести к катастрофе.

    Успех книг Буджолд у американских (а затем и английских, французских, российских, наконец) любителей фантастики подтверждал, что герой-интеллектуал, не чуждый выходок в духе диккенсовского Сэма Уэллера, был избран правильно. Меньше всего этот персонаж выглядел анфан-терриблем, нахально презирающим иерархии просто из духа противоречия и радующимся любой возможности натянуть «нос» вышестоящим идиотам.

    Каждое головокружительное приключение Майлза (будь то его превращение в адмирала межпланетных флибустьеров в «Ученике воина», или бегство из тайной лаборатории в «Лабиринте») имело в основе честное желание законопослушного интеллектуала спасти общественные механизмы от деструкции. Герой добросовестно подчинялся правилам и на каждой ступеньке карьеры старательно играл роль винтика – но лишь до того момента, пока соблюдение правил субординации не порождало реальную опасность, не замеченную извне. После чего герой дерзко нарушал правила...

    Писательская практика чаще всего подтверждает правило: автор, наткнувшись на «золотую жилу», строит свою литературную карьеру в определенном направлении, чтобы не отпугнуть читателя. Лоис Буджолд, однако, оказывается в числе тех немногих сочинителей, которые не желают связывать себя только с одной – пусть и сверхвыигрышной – темой. Майлз Форкосиган нахватал кучу фант-премий, обрел популярность среди фэнов всех стран (с середины 90-х годов прошлого века к ним прибавилась и Россия) и стал культовой фигурой, так что, в принципе, Буджолд могла бы всю жизнь обрабатывать одну и ту же делянку, превращая в роман каждый месяц из жизни Майлза. Однако еще в 1992 году писательница внезапно выпустила в свет роман-fantasy «Кольца духов» – с другими героями и без всяких космических империй.

    Действие происходило в Италии XVI века. По сюжету, злая душа чернокнижника заключена в кольцо, которое могло попасть в нехорошие руки. «Заряженное» кольцо писательница позаимствовала, понятно, у профессора Т., антураж – из «Биографии Бенвенуто Челлини», а рудокопа Окса и колдунью-нимфетку Фьяметту придумала сама. В финале злодеи гибли, герои женились. Книга была вроде и неплоха, но от знаменитого автора ждали прорыва. Сразу признаемся, что и по сей день ее fantasy (список пополнили «Проклятье Шалиона», «Паладин душ» и «Священная охота»), на наш взгляд, не вполне дотягивают до лучших романов о Майлзе. Однако полет фантазии Буджолд, населяющей миры новыми персонажами, завораживает. Мир Шалиона, где религия подразумевала сложную систему пятибожия, а магия была неотъемлемой частью жизни, – оказался выписан очень убедительно.

    Читая роман из нового цикла Буджолд, «Разделяющий нож», понимаешь, что мастер SF-романов чувствует себя в fantasy, как дома, и при этом различает жанры: в мире межгалактических империй и бластеров недопустима чертовщина, а в мире магии забудьте о высоких технологиях. Лук, меч, нож – вот тот арсенал, с которым герои могут выйти на битву с нечистью. Ну и плюс колдовство, без которого не разрушить черную магию.
    Роман «Приманка» стал первой книгой цикла о приключениях Дага, однорукого борца с нечистью, и крестьянской девушки Фаун, покинувшей родную деревню. Подобно Майлзу и лорду Кэсерилу, Даг сочетает в себе физическую немощь и силу духа. Впрочем, к форкосигановской смекалке и кэсериловскому благородному рыцарству добавлены -- согласно законам жанра – еще и волшебный Дар, позволяющий распознавать Зло в зародыше, пока оно не налилось смертельной магической мощью.

    Впрочем, автор явно не торопится: первый роман – развернутая преамбула, второй и третий лишь добавляют героям препятствий, а читателям загадок. Даг и Фаун, соединившиеся браком, отправляются в опасное путешествие. Трудно сказать, сколько еще придется ждать финала. Особенно если учесть, что и Майлза Форкосигана писательница тоже бросать не собирается. К радости читателей, в конце минувшего года цикл – после восьмилетнего перерыва – пополнился новым романом «Криоожог». Если российские издатели проявят оперативность, то уже в этом году отечественный читатель вновь встретится с лордом-коротышкой Майлзом, его друзьями и противниками.

    Лев Гурский


    Теги: новые романы , Лоис Буджолд

    Комментарии: Добавить комментарий

    • Вот Лев Гурский всегда найдет такого автора, которого я не читал. Нет чтобы про Гарри Поттера рассказать, какой это гениальный и необыкновенный магл.))

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.